Женский вопрос при капитализме не думает терять актуальность. Многие женщины сталкиваются с более уязвимым социальным положением, необходимостью в одиночку воспитывать детей и репродуктивным давлением. В этом тексте разобрано, почему при капитализме женский вопрос не может быть решен окончательно и как можно бороться за женские права.
В современном капиталистическом обществе положение женщины характеризуется сложным сочетанием возможностей и ограничений. Женский вопрос, равно как и вопрос семьи, всегда вызывал массу споров и дискуссий на самых разных уровнях – от бурных дискуссий в интернете до широкой полемики в Государственной Думе и всевозможных правительственных комитетах. Но что же такого острого кроет в себе эта тема? Казалось бы, формально и женщины, и мужчины, давно были уравнены в правах. Сегодня девушкам не нужно выходить на улицы с демонстрациями и митингами, устраивать акции протеста и объявлять голодовки, чтобы отстаивать свое избирательное право, как это делали суфражистки в начале XX века – избирательное право в России, как и в большинстве стран, гарантировано законодательством (в России – Конституцией). Ей же в нашей стране гарантированы равные права и обязанности для обоих полов, принято множество нормативно-правовых актов, направленных на улучшение положение женщин и многое другое. Но как эти меры реализуются на практике?
Начнем с того, что в России на сегодняшний день сохраняется значительный дисбаланс в заработной плате, который в среднем составляет 28% (эти данные приведены в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2022 г.
№ 4356-р). Причина такой разницы кроется в первую очередь в изначально более уязвимом и зависимом положении женщины - так называемый «штраф за материнство», под которым подразумевается предвзятое отношение к женщинам при приеме на работу – если у девушки ещё нет детей - она рано или поздно уйдет в декрет, что, конечно, невыгодно работодателю, хотя если у кандидатки есть дети (особенно маленькие) - значит она будет брать больничные и отгулы чаще, чем это нужно компании. Матерей и беременных женщин считают менее компетентными и ответственными специалистами, прием на работу которых связан с описанными выше рисками, поэтому буржую, чтобы эти риски компенсировать, выгоднее брать девушку на заведомо более низкую ставку. В свою очередь женщины, сталкиваясь с такой формой дискриминации, зачастую вынужденно соглашаются на меньшую зарплату или на худшие условия, чтобы хоть как-то прокормить себя и семью.
Даже Правительство РФ, со ссылкой на Федеральную службу государственной статистики, обращает внимание на то, что работающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства в 2 - 2,5 раза больше времени, чем мужчины, что создает трудности в совмещении женщинами семейных обязанностей и трудовой деятельности. Это - так называемая неоплачиваемая «вторая смена», которую женщинам приходится отрабатывать, в то время как мужчины могут брать оплачиваемые подработки, дабы увеличить свой доход или доход семьи. Это ставит девушку в экономически зависимое положение от своего партнера и его решений. Как правило женщины «терпят» недостатки в отношениях отнюдь не от большой любви, а от невозможности вырваться из этой системы.
Таким образом, проблема неравенства полов признана даже буржуазным правительством, которое (особенно в последние годы), в погоне за демографией, якобы пытается улучшить положение женщины. На сегодняшний день в России принята так называемая национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023-2030гг. Согласно этой стратегии, государство ставит своей задачей укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны, повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни, сохранение здоровья женщин всех возрастов, создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества, профилактику социального неблагополучия женщин и тд.
А что на деле? Государство абсолютно не заинтересовано в так называемой «политизации» не только женщин, а граждан в целом, об этом свидетельствуют массовые репрессии всевозможных политических объединений совершенно разного толка. Очевидно, буржуазное государство не сможет ничего сделать при помощи таких «стратегий» и «мер» для улучшения положения женщины, так как причина лежит именно в экономическом неравенстве, вытекающем из угнетенного положения женщин и рабочего класса в целом. Буржуазному правительству вовсе не выгодно менять экономическую основу, а тем более способствовать приобщению женщин в политическую жизнь. Более того, несмотря на достижение формального равенства женщин и мужчин, всё еще сохраняются бытовые стереотипы о женщинах как о хранительницах очага, которым не стоит добиваться чего-то большего, чем мужа. Подобные пережитки неизбежны вследствие меньшего приобщения женщин в экономику и наличия домашних обязанностей, а подогревается это всё уклоном государства в сторону традиционных ценностей. Женщина более уязвима для репрессий и давления из-за обязанностей по уходу за детьми, что усложняет их участие в рабочей борьбе. Но мы помним, что февральская революция началась именно с женских демонстраций. Наличие унизительных стереотипов является следствием объективного положения женщины, и это в интересах и женщин, и мужчин - бороться вместе против порождающей их системы.
Так, в некоторых регионах нашей страны был принят так называемый закон
«О запрете информации, пропагандирующей отказ от деторождения» - на деле такой закон делает информацию о возможных способах прерывания беременности менее доступной, а на девушек, желающих искусственно прервать беременность, будет оказываться большее психологическое давление, что, кстати говоря, может привести к несостоявшемуся выкидышу, поскольку на развитие плода влияет множество внешних факторов, в том числе неблагоприятная психо-социальная обстановка и тяжелые переживания матери, а с медицинской точки зрения замерший плод и последующие медицинские процедуры несут не меньший, а в некоторых случаях даже больший риск для репродуктивной системы, чем своевременное искусственное прерывание беременности, проведенное в соответствии с врачебными рекомендациями. Очевидно, что за заботой о женском здоровье и за словами о ценности семьи скрываются судорожные попытки решить проблему со стремительным снижением рождаемости, которое и не собирается останавливаться. Причина демографического кризиса кроется в невозможности россиян обеспечивать свои собственные базовые нужды: стремительный рост процентной ставки привел к тому, что ипотека стала недоступной для населения, большая часть доходов уходит на съем жилья и продукты, которые также сильно подорожали в последние годы в связи с политикой властей. Но вместо того, чтобы решать жилищный вопрос, правительство идет в наступление на женщин, пытаясь ограничить их репродуктивные права. Давно известно, что ограничение абортов ведет не к увеличению рождаемости, а лишь к переводу их в нелегальное поле. А впоследствии это приводит к нарушению женского здоровья. При этом число матерей-одиночек, которые вынуждены воспитывать детей, параллельно работая, растет многие годы. Их число составляет треть от общего количества семей - что вдвое больше, чем в нулевые.
В целом же, система здравоохранения в нашей стране с каждым годом все сильнее разрушается, имеется огромный дефицит кадров, что делает получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи на бюджетной основе практически невозможным - что усложняет как процесс подготовки к рождению ребенка, так и уход за детьми.
Что же касается занятости женщин, здесь следует отметить другую, крайне неблагоприятную тенденцию. В связи с популяризацией «самозанятости», все большее число работодателей не предусматривает официального оформления трудового договора для своих сотрудников, заменяя его договорами гражданско-правового характера, которые не предусматривают декретных выплат для работниц. Таким образом, огромное число женщин, занятых в сфере оказания услуг, просто не имеют гарантий на обеспечение хоть какого-нибудь дохода в период беременности и ухода за ребенком. Причем и официальное устройство на работу по трудовому договору усложняется для женщин: работодатель вполне может не взять женщину в связи с тем, что она может уйти в декрет. Так или иначе, женщины больше всего трудоустроены в таких сферах, как здравоохранение и медицина, которые характеризуются сложными условиями труда, большими нагрузками из-за нехватки рук и низкой оплатой труда. Это делает женщин более уязвимой частью рабочего класса. Кроме того, существует список запрещенных для женщин профессий - объясняется такой запрет заботой о женском здоровье. На деле же, запрет означает, что женщину не станут оформлять на данную профессию официально, зато могут взять без договора, тем более в условиях дефицита кадров. Получается, что с работодателя снимается ответственность за обеспечение безопасности (экипировка, особые условия труда), если женщина устроена нелегально или если она работает на том же самом вредном производстве, например, в качестве уборщицы, но ей не будет предоставлена защита. Стоит отметить, что во многих городах список доступных для устройства мест и профессий сильно ограничен, часть из них может входить в запрещенные для женщин. Из-за чего остается либо работать нелегально без гарантий, либо искать более низкооплачиваемую работу. При этом опускается тот факт, что данная работа вредит и мужскому здоровью. Главная цель капиталиста - получить максимальную прибыль: женщин он будет устраивать нелегально, чтобы платить меньше и экономить на безопасности, а мужчин ждут условия труда не сильно лучше. Потому мы выступаем за легализацию всех профессий для женщин и автоматизацию труда для обеспечения безопасности обоих полов. При этом мы понимаем, что существуют объективные различия полов, потому нормы труда должны быть обеспечены с учетом этих особенностей (разные нормы поднятия тяжестей, экипировка с учетом пола и т.д.)
И так мы плавно переходим к следующему немаловажному и острому вопросу - домашнее насилие. Более трети насильственных преступлений и почти треть от общего количества убийств происходят внутри семьи, более 70% всех убийств женщин происходят от рук родных. Так какие же инструменты защиты может применить женщина, чтобы защитить себя и детей от рук домашнего тирана?
По данным из отчета МВД об опыте работы организаций социального обслуживания субъектов Российской Федерации, предоставляющих социальные услуги гражданам, пострадавшим от семейного насилия, в 2019 году в Российской Федерации действовало всего 2 768 организаций социального обслуживания семьи и детей, которые располагают стационарными отделениями на 47 504 мест, и отделениями дневного пребывания на 19 692 мест. Этого катастрофически мало при общей численности населения в 146 млн человек, при том, что женского населения более 50%. Также стоит указать на то, что кризисные центры есть далеко не во всех городах, и зачастую на один субъект Российской Федерации приходится один, в лучшем случае два-три кризисных центра, что делает их недоступными для большинства нуждающихся.
Помимо банального недостатка мест в кризисных центрах, где женщины могли бы получить убежище, теплое питание и юридическую и психологическую помощь, стоит указать и на трудность получения данной социальной услуги. Практически во всех случаях для получения помощи необходимо прямое или косвенное подтверждение проживания в том или ином субъекте РФ, например с помощью выписки из ЕЖД или, при наличии, временной прописки либо договора аренды помещения. То есть, если женщина проживает в квартире своего партнера, в которой он ее не прописал ни временно, ни на постоянной основе, в кризисном центре ей вправе отказать в оказании помощи и убежища на бюджетной основе, хотя описанная нами ситуация далеко не редкость.
Еще одна серьезная проблема, связанная с домашним насилием – реакция правоохранительных органов на сообщения жертвы или свидетелей преступления. По заявлению министра внутренних дел Владимира Колокольцева, на начало 2025 года в министерстве не хватает 170 тыс. сотрудников, при этом надо понимать, что даже существующие стандарты и нормы выработки на сегодняшний день сильно завышены, что также осложняет работу рядового служащего внутренних органов. Вопросы вызывает и приоритетность вызовов – на сообщения об избиении, угрозах убийства и другие подобные заявления зачастую экипажа полиции можно попросту не дождаться. Особые трудности возникают в период празднования памятных дат, а также проведения иных мероприятий государственного значения, например выборов. В начале сентября традиционно сотрудники местных отделов УМВД России заняты охраной избирательных участков и бюллетеней, в связи с чем время реагирования на поступившие вызовы значительно увеличивается.
Почему в демократической России преследование политических активистов или обеспечение безопасности высокопоставленных чиновников приоритетнее защиты простых граждан, в том числе и женщин, страдающих от домашнего насилия и находящихся в кризисной ситуации – вопрос правильный, но, как говорится, неуместный.
Причина, по которой женщине приходится терпеть домашнего тирана, заключается в экономической зависимости. При условии невозможности съехать в другое жилье, обеспечить в одиночку детей на маленькую зарплату и совмещать работу с бытовыми обязанностями по воспитанию детей, становится почти невозможно защитить себя. Вследствие низкой оплаты труда, бытовых обязанностей и экономического неравенства, брак остается формой продажи, когда женщина вынуждена терпеть насилие в свою сторону из-за невозможности полностью обеспечить себя и своих детей. Сегодня буржуазное государство обманывает нас словами о ценности семьи, но на деле треть семей в России - неполные, а каждый восьмой брак распадается. Это происходит из-за невозможности россиян обеспечить даже самих себя, не говоря уже о семье. Брак и институт семьи себя изжил, единственный способ добиться равного положения женщины и мужчины - убрать частную собственность и закрепощение рабочего класса; общество должно взять ответственность за воспитание детей на себя, освободив от этого матерей.
Капитализм ставит в угнетенное положение и женщин, и мужчин, и потому они должны вместе бороться за социализм.
На фоне всех вышеперечисленных факторов, заверения властей улучшить положение женщины и повысить уровень ее жизни выглядят никчемным лицемерием, на фоне того, что реально происходит. С нашей точки зрения, окончательное решение женского вопроса попросту невозможно в рамках существующей социально-экономической формации, однако добиться улучшения положения женщин можно путем реализации следующих мер:
1) Национализировать строительные компании при рабочем контроле; предоставить бесплатное жилье молодым семьям и одиноким женщинам с детьми;
2) Обязать государство выдавать коляски, кроватки, подгузники, игрушки, смеси искусственного кормления (при необходимости) и другие необходимые товары;
3) Запустить крупную кампанию по построению детских садов, яслей и школ, в том числе интернатов;
4) Увеличить пособие по уходу за ребенком до 100% от среднего дохода за два предыдущих года;
5) Увеличить число кризисных центров для девушек;
6) Отменить законы о запрете пропаганды и проведения абортов;
7) Отменить списки запрещенных для женщин профессий.
8) Легализовать профессии с учетом физиологических особенностей полов.
ОК РРП
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев