УЧИТЕЛЬ РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ. КОНСТАНТИН УШИНСКИЙ
«Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец».
Л. Н. Модзалевский, русский педагог.
***
Константин Дмитриевич Ушинский прославился в первую очередь как российский основоположник педагогики, а потом и как писатель. Однако жизнь этого талантливого человека не была долгой, болезнь забрала у него все силы, он торопился работать и сделать для других как можно больше. Когда он умер, ему было всего 47 лет.
Константин Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек.
Константин Дмитриевич Ушинский родился 3 марта 1823 года (по другим данным 2 марта) в Туле, в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — мелкопоместного дворянина, отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, служившего чиновником. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна умерла, когда ему было 11 лет.
После назначения Дмитрия Григорьевича Ушинского судьей в уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии семья Ушинских переехала на жительство в этот старинный городок. Детство и отрочество К.Д. Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении так называемом «Урочище Покровщина», расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны.
Первоначальное образование Константин Ушинский получил дома под руководством матери, что позволило ему в 12 лет поступить сразу в третий класс гимназии уездного города Новгород-Северского. В гимназии Константин Ушинский был примерным учеником. Он много читал, часто был инициатором диспутов на различные темы. Как отмечали позже его биографы, он терпеть не мог подхалимства среди учеников и несправедливости некоторых учителей.
В воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии Ушинский писал: «Воспитание, которое мы получили... в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Новгорода-Северского, было в учебном отношении не только не ниже, но даже выше того, которое в то время получалось во многих других гимназиях. Этому много способствовала страстная любовь к науке и несколько даже педантическое уважение к ней в покойном директоре Н-ской гимназии, старике профессоре, имя которого известно и ученой литературе,— Илье Федоровиче Тимковском.»
В 1840 году К.Д. Ушинский поступил учиться на юридический факультет Московского университета, который окончил блестяще. В круг интересов молодого Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности, пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.
В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославский Демидовский юридический лицей. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальства на Ушинского со стороны руководства лицея и установлению негласного надзора за ним.
Все это привело к тому, что в 1850 году Ушинский был вынужден подать в отставку. После своей отставки из Демидовского лицея Ушинский некоторое время зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.
Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле К.Д. Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где первоначально он смог устроиться только на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий Министерства внутренних дел — достаточно мелкую чиновничью должность.
Летом 1851 года, когда К.Д. Ушинский находился в служебной командировке в Черниговской губернии, он женился на подруге своего детства Надежде Семеновне Дорошенко, происходившей из древнего украинского казацкого рода.
В ноябре 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею — директора Гатчинского сиротского института П.В. Голохвастова, К.Д. Ушинский получил назначение в этот институт старшим учителем русской словесности и юридических предметов.
Гатчинский сиротский институт представлял собой закрытое среднее профессионально-юридическое учебное заведение, которое находилось под покровительством императрицы. Его задачей было воспитание людей, верных «царю и отечеству» — его воспитанники (свыше 600 человек) предназначались к занятию различных должностей в многочисленных департаментах и министерствах, а применяемые для этого методы славились своей строгостью.
За небольшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института воспитанники могли выходить только по субботам и воскресеньям. Ушинский так характеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания».
Интересно, что за пять лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении К.Д. Ушинскому удалось изменить старые и внедрить новые порядки и традиции в институте, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 года. Ему удалось начисто искоренить фискальство, доносительство, удалось изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества К.Д. Ушинский считал основой воспитания.
Уже через полгода своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов. В стенах этого учебного заведения К.Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Егора Осиповича Гугеля, в котором он нашел, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг».
Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха, который имела его статья, Ушинский становится постоянным автором «Журнала для воспитания». В этом журнале он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. В период службы в Гатчинском институте им были написаны также «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие работы.
В январе 1859 года К.Д. Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Исходя из своего главного принципа — демократизации народного образования и народности воспитания - ему удалось убрать существовавшее до этого разделения контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных», то есть деления по принципу происхождения девушек из дворянского и из мещанского сословий.
Он ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке, стал знакомить учащихся с классиками русской литературы и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учениц для работы в качестве воспитательниц. К.Д. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Его сослуживец и коллега по Смольному институту Л.Н. Модзалевский написал в своих воспоминаниях об этом периоде жизни К.Д. Ушинского: «У Ушинского бывали так называемые четверги, в которые собирались к нему все друзья и сослуживцы, кто только пожелает. Тогда К.Д. жил в особом небольшом, но уютном сереньком флигеле, составлявшем частицу как бы целого городка, носившего общее название «Смольного монастыря». В карты не играли, но больше толковали о новостях тогдашней литературы, о современных государственных реформах, бывших тогда в полном ходу и одушевляющим образом действующих в особенности на Ушинского, да и на всех нас; но больше всего говорили и спорили, конечно, о смолянских делах, о программах, методах, о разных педагогических взглядах и системах, которыми в начале 60-х годов интересовалось вообще все образованное русское общество.»
Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства Народного Просвещения». Благодаря ему это официальное издание Министерства просвещения превратилось в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования. Однако из-за столкновения с вновь назначенным министром народного просвещения реакционером графом Е.В. Путятиным он был вынужден был уйти из «Журнала Министерства народного просвещения», который редактировал в течение полутора лет.
Также у К. Д. Ушинского произошел конфликт с начальницей института М. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода. Однако просто уволить ставшего очень популярным педагога было нельзя. И под благовидным предлогом Ушинского в марте 1862 года удалили из института – он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела.
За время своей заграничной командировки Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. В этих странах он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, которые в то время считались самыми передовыми в части новаций в педагогике.
В 1861 году он написал и издал книгу «Родное слово», а позже за границей в 1864 году написал и издал учебную книгу «Детский Мир». В этих книгах для первоначального классного чтения нашли свое отражение основные педагогические идеи Ушинского — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей.
Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» – «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность как пособие по методике по преподаванию родного языка это пособие не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.
Работая в Петербурге и Гатчине и находясь за границей, К.Д. Ушинский приезжал отдыхать со своей семьей на хутор Богданку Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне село Богданка Шосткинского района Сумской области Украины), где у него был дом.
В семье Ушинских было пятеро детей: Павел (1852 г.), Владимир (1861 г.), Константин (1859 г.), Вера (1855 г.) и Надежда (1856 г.) (см. семейный портрет). Много позднее после трагической гибели его старшего сына на охоте, он переехал на жительство в Киев.
В середине 60-х годов К.Д. Ушинский с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный К. Д. Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалении, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.
В этой своей работе К.Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе, не будучи приверженцем какой-либо определенной философской системы, он вполне самостоятельно дал в своем труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание. Также в этом труде К.Д. Ушинский дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов. Основа его педагогической системы, нашедшее отражение в его многочисленных трудах — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания.
В последние годы жизни К. Д. Ушинский выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, принял участие в учительском съезде в Крыму. Расставаясь с участниками съезда, К. Д. Ушинский произнес слова, ставшие пророческими: «Скоро настанет время, когда весь русский народ осознает необходимость грамоты. Тогда будет издан закон об обязательном обучении для каждого русского человека. Предлагаю провозгласить здравицу за скорейшее осуществление мечты всей моей жизни: за обязательное обучение в России».
Летом 1870 года К.Д. Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма, собирался заехать к своему коллеге и другу Н.А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но из-за болезни и большой отдаленности села от железнодорожной станции Благодатной не смог это сделать.
Прибыв на хутор Богданку, он узнал о трагической смерти своего старшего сына Павла. Найдя в себе силы перебороть постигшее его горе, он перевез свою семью в Киев, купив домик по ул. Тарасовской, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. Но в дороге простудился, заболел и остановился в городе Одессе, где и умер 2 января 1871 года).
Похоронили К. Д. Ушинского в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.
Комментарии 1