Называлась она так в народе до первой росписи улиц (1839 г.) и связывалось это с ретраншементом А.В. Суворова, вдоль которого она и шла. После того, как был построен Александро -Невский собор, ее название утвердили в процессе росписи, как Александро-Невская.
В начале улицы, где ныне троллейбусная остановка, долгие годы, начиная с 1858 г., существовала биржа легковых извозчиков, которые на фаэтонах развозили "чистую" публику по городу. Место было идеальным, поскольку "всякий мог видеть и требовать его к услугам" с четырех улиц. В народной топонимике эта площадь именовалась Ершовской.
Но еще раньше, в конце XVIII в., участок земли здесь получил предводитель таврического дворянства грек Евстафий Иванович Нотара (1750-1809). Поскольку у Нотары и его детей было еще несколько участков земли с домами как в самом городе, так и в районе Малого Салгира, то, когда возникла идея о постройке в бывшем ретраншементе А.В.Суворова главного храма Таврической губернии - Александро-Невского собора, Нотара предложил для этого часть своей земли.
В 1804 г. губернатор Д.Б.Мертваго поставил вопрос о соборе перед министерством внутренних дел России. Столичный архитектор А.И.Русско составил план и исчислил смету. На представлении губернатора царь Александр I написал резолюцию "Быть по сему". Начался сбор средств среди народа на собор, были объявлены торги среди подрядчиков на его постройку. В 1810 г. место под постройку было освящено и дело пошло на лад.
Но тут грянула Отечественная война 1812 г. Денег, собранных среди народа, не хватало, а государству стало не до того. К тому же мастера проявили недобросовестность, материалы стали расхищаться. А тут еще ураганным ветром снесло кровлю, потоки воды заливали здание, фундамент и стены дали трещины.
На бывшего губернатора, к тому времени сенатора А.М.Бороздина, от его недоброжелателей посыпались жалобы, обвинявшие его в расхищении средств на строительство собора. Пришлось посылать на место следственную комиссию во главе с херсонским военным губернатором графом Ланжероном. Из Полтавы на осмотр церкви приехал губернский архитектор. Он подтвердил вывод о том, что собор придется разобрать. Дело рассматривал Сенат, и процесс тянулся 2 года. 29 декабря 1819 г. в указе Александра I отмечалось, что обвинения против бывшего губернатора не обоснованы и предлагалось "наложенное на имение А.М.Бороздина запрещение снять, дело зачислить решенным".
Собор к 1821 г. разобрали. На строительство нового храма был командирован из столицы опытный архитектор, титулярный советник Иван Федорович Колодин. По его предложению и плану для собора было избрано место на первой городской площади (ныне сквер Победы). Первый кирпич в новое здание 12 марта 1823 г. (в день освящения места) был заложен Таврическим губернатором Николаем Ивановичем Перовским, а спустя 6 лет, 3 июля 1829 г. при многочисленном стечении народа храм был освящен и открыт.
9 лет спустя вокруг собора начали разбивку сквера. Закончили благоустройство территории уже при губернаторе Петре Михайловиче Лазареве, сыне прославленного адмирала Черноморского флота. Об этом сохранился интересный документ -постановление городской думы от 11 октября 1893 г. Заслушав городского голову В.П.Меркулова о предложении "господина Председателя комитета по устройству ограды вокруг Симферопольского Александро-Невского кафедрального Собора" и по его проекту, дума решила сделать ее "с устройством по углам ограды легких подвижных киосков, из которых один служил бы помещением для сторожа, а другие три сдавались бы в аренду под продажу прохладительных напитков, фрукт, газет и т.п.".
5 марта 1894 г. выделено 1000 рублей для устройства ограды.
Главный христианский храм Таврической губернии просуществовал около ста лет. С ним были связаны все важнейшие события общественно-политической жизни не только города, но и губернии. Был он величествен и красив: голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, прохлада сада... Большевики взорвали храм в ночь на 27 сентября 1930 г., ибо религия была признана "опиумом для народа".
Напротив собора, в квартале современных улиц Серова - К.Маркса - Пушкина - Р.Люксембург, в 1829-1846 гг. постепенно строился Гостиный двор. Место на углу было отдано под лавки купца первой гильдии Самойло Вульфовича Розенштейна, проживавшего на Госпитальной (нынешней ул.Курчатова). Вначале он построил одноэтажную лавку, открывшую особенно бойкую торговлю после Крымской войны.
В 1871 г. С.В. Розенштейн и один из его сыновей Моисей (Макс) Самойлович, выбившийся уже в купцы 2-й гильдии, были избраны в гласные городской думы. Вскоре, как часть Гостиного двора, у Розенштейна-отца появилась и вторая лавка, в которой предприимчивый сын в 1884 г. основал первую в Крыму меняльную контору "М.С. Розенштейн и К°". Дело было доходным. А тут открыл свои операции Азовско-Донской банк, имевший 50 миллионов рублей основного и более 41 миллиона рублей резервного капитала.
Банку требовалось помещение под Симферопольский филиал. И способный меняла предложил переделать свою вторую лавку под него. К 1891 г. угловая часть лавки была перестроена под такой филиал, который дошел до нас без особых изменений. Так к концу века в городе появился дом 4 - образец "банковской архитектуры", выделявшийся богатой лепкой. Бережливые банкиры не скупились на внешний лоск - выражение богатства и платежеспособности. Особенно эффектно внутреннее убранство операционного зала. В разные периоды здесь находились Крымское отделение Российского торгово-промышленного банка, Совнархоз, институт физических методов лечения, "нервная клиника", облфинотдел. Ныне здесь работает министерство финансов Автономной Республики Крым.
Дом № 8 был построен в самом конце XIX в. доктором С.М.Левиным, имевшим при доме с выходом на Долгоруковскую (К. Либкнехта) улицу широко известную водолечебницу. "В Симферополе существует хорошо поставленное гидропатическое заведение и лечебница доктора Левина, в которой применяются разнообразные способы водолечения. Заведение помещается в центральной части города, рядом с гостиницей "Бристоль". В лечебницу принимаются всякие больные (кроме заразных и душевно больных)...". Так рекламировалась эта лечебница в путеводителе по Крыму Григория Москвича за 1910 г.
Номера 5, 7, 9 занимал Таврический архиерейский дом, располагавшийся на месте суворовского ретраншемента. Это был монастырский комплекс помещений, состоявший из жилого дома для архиерея, домовой церкви во имя 4-х святителей московских - Петра, Алексея, Ионы и Филиппа, 5 келий, 2 бань, кухни, столовой, ледника и др. построек. Полутораэтажный жилой дом для архиерея со всеми службами был куплен готовым. Кому он принадлежал и когда построен, пока выяснить не удалось (скорее всего Е.И.Нотаре или одному из его сыновей). Во всяком случае, когда в 1838 г. решался вопрос об усадьбе и новом доме Рудзевичей, то здесь указывалось место старшего сына Нотары Степана. Церковь же была построена в 1861 г. Архиерейский дом потерял монастырский статус в 20-х годах прошлого века и занимался властями города под разные учреждения. Во время войны его корпуса пострадали и были снесены. На их месте сейчас располагаются главпочтамт и гостиница "Украина" (1955-1959 гг.).
Следующий за гостиницей квартал (улицы Жуковского - Р.Люксембург - Суворовский спуск - река Салгир) застроен со всех сторон и плохо просматривается. Но если зайти во дворы домов № 11а по Р.Люксембург или со стороны ул. Набережной, то будут видны и извилистая линия холма, на взлобке которого стояли солдаты В.М.Долгорукова и А.В.Суворова, и старые постройки, и даже остатки фундаментов первых строений.
Читая и перечитывая работы первого биографа Симферополя А.И.Маркевича, мы обратили внимание на упомянутую в связи с Н.И.Пироговым фамилию - Рудзевич. Дальнейший поиск дал интереснейшие сведения.
Основатель династии Якуб (Яков) Измаилович Рудзевич являлся одним из главных деятелей из крымских татар, стоявшим за присоединение Крыма к России. Он состоял при канцелярии графа П.А.Румянцева для переговоров с начальниками татарских улусов.
11 июня в его карасубазарском доме было открыто Таврическое областное правление, в которое он вошел наравне с русскими чиновниками и рядом татарских мурз.
В 1785 г. областное присутствие было переведено в специально построенные в Симферополе помещения (ул. Желябова,
№№ 1, 3). Рудзевич перебрался сюда и получил большой участок земли вблизи присутственных мест (от д. № 11 до д. № 13 по нынешней ул. Р. Люксембург). После его смерти наследники - сын, внуки и правнуки с женами построили здесь несколько зданий (номера 11, 11-а и 11-б). Когда именно построено их первое здание - найти не удалось. Но вот что интересно - 5 мая 1838 г. городская дума выдала удостоверение "кавалерственной даме Марфе Евстафьевне Рудзевичевой (жене А.Я. Рудзевича, урожденной дочери Е. И. Нотары) на отдаваемое пустопорожнее место... с тем, чтобы оное место застроено было... каменным домом в течение двух лет...". Указано и место - "рядом с домом Степана Нотары" (брата), "в 22 саженях от губернских присутственных мест" (что соответствует дому 11а).
Судьбы потомков Якубы настолько интересны, что без них беднеет история города. Во-первых, всех четырех детей назвали по предложениям Ектерины П. Александр Яковлевич (1776-1829) отличился на военной службе. Константин, капитан артиллерии, застрелился от неразделенной любви. Дочь Екатерина вышла замуж за крупного столичного чиновника Лодыженского. Дочь Елизавета вышла замуж за капитана А. Шостака, ставшего в Крыму вице-губернатором. Обе дочери до замужества были фрейлинами при Дворе императрицы.
Александр Яковлевич по обычаю детей дворянства начал службу в армии с 10-летнего возраста - сержантом лейб-гвардии Преображенского полка. В возрасте 16 лет стал капитаном, был направлен ("выпущен из полка", как тогда писали) в Генеральный штаб, где отличился и в 1794 г. произведен в секунд-майоры, причислен в Свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Участвовал в боевых операциях в Польше и против французов, был ранен в руку. За отличия в сражениях не раз награждался и поощрялся. В 1811 г. он произведен в генерал-майоры, в 1813 г. - в генерал-лейтенанты, в 1826 г. "за отличия по службе" произведен в генералы от инфантерии.
Список наград А.Я.Рудзевича впечатляющ: высший орден св. Александра Невского, да еще с алмазами (давался за исключительные заслуги самому высшему офицерскому составу), св. Георгия 2-й степени, св. Владимира 2 ст., св. Анны 1 и 2 ст. с алмазами, Золотая Шпага, усыпанная алмазами, серебряная медаль "В память 1812 года", высшие иностранные ордена Пруссии и Швеции.
Его старший сын Николай воспитывался в школе гвардейских подпрапорщиков. Службу начал в 1825 г. подпрапорщиком Измайловского полка. Участвовал в войне с Турцией, сражался в Болгарии, где проявил мужество и был награжден орденом св. Анны 3-ей степени с бантом (1828 г.). В следующем году он уже адъютант генерал-фельдмаршала Дибича, через год у Паскевича. В 1832 г. он штабс-капитан, в 1839 - капитан, в 1843 -подполковник, в 1855 - генерал-майор, в 1860 - генерал-лейтенант. Являлся кавалером 15 орденов.
Младший, Александр Александрович, тоже пошел по военной линии. Участвовал в августе 1831 г. "впереди атакующих Варшавские укрепления, где был тяжело ранен и контужен", долго болел и был уволен из армии в 1842 году "в чине подполковника с мундиром".
Позже, в 1874 г., Н.А.Рудзевич подал прошение "на две пристройки к существующему его дому на Александро-Невской улице в 1-й части города", - отмечалось в решении городской управы. Прошение было удовлетворено. Вскоре и появился дом 11. В 1908 г. здесь, как указывается в "Справочной книге по г. Симферополю на 1911 г.", было открыто коммерческое училище Симферопольского купеческого общества. Курс обучения -7 лет: 7 классов основных и 1 приготовительный, принимали детей с 10-13 лет (по усмотрению родителей).
С конца 1995 г. дом капитально ремонтировали. Здание, особенно актовый зал, производят и сейчас сильное впечатление. Ныне его занимает Симферопольский городской технический узел "Гортелеком" - телефонная станция. В доме 11-а работает республиканский научно-методический центр народного творчества. А в остатках старого дома (11-б) - штаб гражданской обороны центрального района г. Симферополя.
В 1909 г. возник вопрос о прокладке новой Архивной улицы. И вновь появилась из небытия фамилия Рудзевичей. Составлен был план их усадьбы, занимавшей чуть ли не весь квартал (от нынешних гостиницы "Украина" до колледжа железнодорожного транспорта, исключая здание архива - бывший флигель присутственных мест (д. № 13).
В 1910 г. городская управа отмечала, что "путем взаимных прирезков и отрезков из соседних владений... выделена полоса ... общей площадью в 447,5 кв. саж. для проложения новой Архивной улицы". Из них 319, 8 кв. сажени передали в дар городу Рудзевичи.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1
К выбранной мною цитате Вашего труда небольшое замечание: Якуб Измайлович Рудзевич (старший ) умер в 1784 году.
Соответственно, в 1785 он не мог перебраться в новое здание Присутствия.
О Рудзевичах подробнее - статья Бондаренко Андрея Васильевича " Гордость, честь и слава Крыма".
Много еще занимались Рудзевичами в Белогорске сотрудники музея.
"Основатель династии Якуб (Яков) Измаилович Рудзевич являлся одним из главных деятелей из крымских татар, стоявшим за присоединение Крыма к России. Он состоял при канцелярии графа П.А.Румянцева для переговоров с начальниками татарских улусов.
11 июня в его карасубазарском доме было открыто Таврическое областное правление, в которое он вошел наравне с русскими чиновниками и рядом татарских мурз.
В 1785 г. областное присутствие было переведено в специально построенные в Симферополе помещения (ул. Желябова,
№№ 1, 3). Рудзевич перебрался сюда и получил большой участок земли вблизи присутственных ме...ЕщёБлагодарю за статью! Обширно, глубоко!
К выбранной мною цитате Вашего труда небольшое замечание: Якуб Измайлович Рудзевич (старший ) умер в 1784 году.
Соответственно, в 1785 он не мог перебраться в новое здание Присутствия.
О Рудзевичах подробнее - статья Бондаренко Андрея Васильевича " Гордость, честь и слава Крыма".
Много еще занимались Рудзевичами в Белогорске сотрудники музея.
"Основатель династии Якуб (Яков) Измаилович Рудзевич являлся одним из главных деятелей из крымских татар, стоявшим за присоединение Крыма к России. Он состоял при канцелярии графа П.А.Румянцева для переговоров с начальниками татарских улусов.
11 июня в его карасубазарском доме было открыто Таврическое областное правление, в которое он вошел наравне с русскими чиновниками и рядом татарских мурз.
В 1785 г. областное присутствие было переведено в специально построенные в Симферополе помещения (ул. Желябова,
№№ 1, 3). Рудзевич перебрался сюда и получил большой участок земли вблизи присутственных мест (от д. № 11 до д. № 13 по нынешней ул. Р. Люксембург)."