Юрий Левитан и Ольга Высоцкая в студии. (кадр из фильма «День нового мира», 1940)
Вот только действительно ли Юрий Левитан так интересовал спецслужбы и руководство Третьего Рейха? Из статьи в статью, из фильма в фильм переходит рассказ о немецких листовках, разбрасываемых над линией фронта и обещавших крупную награду за голову Левитана. Видимо первоисточником этой истории являются воспоминания самого Левитана, опубликованные к 25-летию битвы под Москвой: «Было ли мне в те годы известно, что гитлеровцы назначили за мою голову денежную награду? Ну, что мне ответить? Да, военные товарищи, приезжавшие с фронта в Москву, показывали мне и такого рода листовки. В одной из них, в частности, было обещано двести тысяч марок тому, кто доставит меня живым в Берлин. Дело тут заключается не в том, что как раз моя голова расценивалась высоко. Насколько я в курсе событий, кто-то в геббельсовском министерстве пропаганды хотел, чтобы именно диктор Московского радио оповестил из Берлина весь мир о падении Москвы и капитуляции России, которую гитлеровцы ожидали со дня на день. Иезуитская затейка!»
Кое-что в этой цитате вызывает сомнение. Над нашими окопами немецкие самолёты действительно разбрасывали миллионы листовок. Множество образчиков этого антисоветского, антикоммунистического и антисемитского творчества сохранилось в музеях и архивах разных стран. Однако за прошедшие десятилетия не обнаружено ни одной листовки, призывающей за вознаграждение доставить в Берлин Юрия Левитана. Да и вообще трудно представить себе, что русские солдаты, польстясь на обещанную премию, метнутся в Москву, схватят там диктора и отволокут его в столицу Германии. Возможно «товарищи, приезжавшие с фронта», не показывали Левитану листовку, а, желая позабавить диктора, всего лишь рассказывали ему о ней.
В любом случае, представлять Левитана «личным врагом» Гитлера, Геббельса или других нацистских бонз — абсурд. Он был всего лишь диктором, читавшим написанные другими тексты. Он, как и все его коллеги, не мог, не имел права ни на букву отступить от текста сводки, журналистского материала или тем более приказа, не мог выражать в эфире своё отношение к событиям, даже свои эмоции. Личность диктора не должна была отвлекать слушателей от того, что он читал. Да, Левитан обладал уникальным голосом, но главным во всех звучавших в эфире материалах было их содержание, а не то, кем они читались. Неужели, если бы Левитан на время охрип, то народ меньше переживал бы от сдачи Минска или не так радовался бы взятию Орла?..
Всесоюзный Комитет по радиофикации и радиовещанию начал эвакуацию в Свердловск ещё в конце лета 1941 года. Первыми перебираться в тыл стали не журналисты и дикторы, а ответственные работники. Эвакуация творческих и технических сотрудников Центрального радио началась лишь в середине осени. Однако это вовсе не означало, что радио перестало вещать из Москвы. «20 октября Москва была объявлена на осадном положении, — вспоминал редактор «Последних известий» Центрального радио Михаил Платов. — К тому времени, после ухода на вооруженную защиту Родины и эвакуации большей части работников в коллективе Центрального радиовещания, насчитывавшем до войны более 700 человек, оставалось менее ста. Были объединены редакции союзных и московских известий, музыкального и литературно-драматического вещания. В два отдела слились многочисленные редакции вещания на зарубежные страны. И там, где прежде были заняты десятки людей, стали работать (как и в «Последних известиях») единицы».
А как же Юрий Левитан? Трудился ли он среди оставшихся в Москве немногочисленных коллег или скрывался в свердловской студии? Сам Юрий Борисович в воспоминаниях описывал октябрьскую столицу, которую видел своими глазами. Спустя два с половиной месяца Левитан вместе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Михаилом Калининым из студии в Кремле поздравлял советский народ с наступлением Нового 1942 года. «Левитан рассказал мне, как Михаил Иванович просил его держать секундомер и хронометрировать речь, чтобы «уложиться во времени» и закончить выступление к бою часов Кремлевской башни», — вспоминала одна из первых советских дикторов, наставница Левитана Наталия Толстова.
Весь 1942 год Юрий Борисович находился в столице. Существуют воспоминания людей, встречавшихся с ним в этот период в коридорах и студиях здания ВРК в Путинковском переулке. В течение 1942 года Левитан озвучил три документальных фильма, работа над которыми велась на Центральной студии кинохроники, находившейся в столичном Лиховом переулке: «69-я параллель», «День войны» и «Черноморцы».
Так что же, получается, что Юрий Левитан вообще не был во время войны в Свердловске? Прежде чем ответить на этот вопрос, надо уточнить, что знаменитый диктор в октябре 1941 года, как он сам писал в воспоминаниях, жил не в своей комнате в коммуналке неподалёку от Кремля, а в гостинице «Москва». А ведь в 1938 году Юрий женился на студентке Розалии Сагаловой, которую дома называли Раисой или Раечкой. В 1940-м у них родилась дочь Наташа. Почему же Левитан в дни обороны Москвы променял семейный быт на гостиницу, и где в это время находились его жена и дочь? А находились они в Свердловске, куда были эвакуированы ещё в августе вместе с первой партией сотрудников радиокомитета и членов их семей.
Комментарии 19
Это про Гитлера. А ты возмутился до глубину души и обозвал оппонента нехорошими словами. И давно у тебя такая ненависть к тем, кто смеет оскорблять рейхсканцлера Германии?