Мы обычно представляем себе величайших полководцев в истории молодыми, амбициозными и полными сил. Легко нарисовать себе картину, как энергичный Наполеон командует французскими войсками в Бородинском сражении, или великий Суворов берет штурмом Исмаил. Но можно ли себе представить, что еще более громкое, дерзкое и хитрое завоевание совершил слепой, 97-летний старик? В истории есть такой пример – Энрико Дандоло.
Точная дата рождения Энрико Дандоло не известна, считается, что он родился в 1107-1108г. Дандоло происходил из знатного аристократического венецианского рода, многие представители которого играли далеко не последнюю роль в политике «Светлейшей республики» (Serenissima), как часто называли Венецию. Однако первое его появление на политической арене состоялось уже в весьма преклонном возрасте – в 64 года.
В то время отношения между Византией и Венецией резко обострились. Отметим, что «византийцы» — термин, введенный современными учеными для собственного удобства. Сами жители империи называли себя «ромеями», что указывало на прямое их происхождение от жителей главной Империи — Римской. Они гордились своим столь благородным родством и с великим презрением относились ко всем остальным народам. В сознании ромеев, только Империя имела право называться цивилизованным государством или «ойкуменой», все остальные – просто варвары.
Политическое противостояние с венецианскими «варварами» привело к тому, что более 1000 иноземных купцов в Константинополе были брошены в тюрьму, а их имущество изъято. Узнав об этом, венецианские дож (глава республики) и Сенат отправили в Константинополь 2 послов, одним из которых и был Энрико Дандоло.
В течение нескольких лет он выполнял разного рода дипломатические поручения Республики в Империи и даже участвовал в заключении договора о создании венецианского торгового квартала в Константинополе. Но работа в столице Империи постепенно привела к тому, что в Дандоло начала расти сильная неприязнь к высокомерным и тщеславным византийцам, чему лишь поспособствовала массовая резня латинян 1182г. в Константинополе.
Еще до своего вступления на пост главы Республики Дандоло ослеп. Ходили слухи, что за этим тоже стояли византийцы, но доказательств тому так и не нашли. Однако недуг не помешал ему в 1193г. в возрасте 86 лет стать новым дожем Венеции. Возможность удовлетворить свои амбиции, дополнившая сохранившуюся ненависть к Византии, отныне могла помочь в государственных делах.
К тому же Византия в эти годы уже не была столь мощным и внутренне консолидированным государством, как в годы своего расцвета. Константинополь больше не мог контролировать отдаленные районы государства, где с завидной регулярностью вспыхивали бунты. Социальные отношения осложнялись наплывом иностранцев, которых императоры предпочитали местным торговцам и ремесленникам. К тому же многие годы реальную угрозу для ромеев представляли набеги арабов и кочевников, самыми опасными из которых оказались турки-сельджуки, нанесшие несколько поражений византийскому войску в середине XI века. Без изменений осталось лишь характерное высокомерие византийцев.
Западные же государства, напротив, активно развивались, встав на путь формирования национальных государств, среди которых были Франция и Англия. К тому же значительных успехов на всех фронтах добилось папство, которое обрело в XIII веке не только общеевропейскую религиозную власть, но и серьезное политическое влияние.
Нет комментариев