2. «Черная легенда» об испанской инквизиции
В конце XV века на Пиренейском полуострове произошло «второе издание» инквизиции. В Кастилии она была введена впервые, а в Арагоне возродилась — на фоне нарастающих подозрений церкви и короны в адрес крещеных евреев-марранов. Не без оснований считалось, что те продолжают в тайне соблюдать законы и обряды иудаизма, и инквизиция была призвана искоренить «Моисееву ересь». Испанская инквизиция дольше и активнее других действовала в Новое время (она была упразднена только в 1834 году), вследствие чего лучше запомнилась, чаще запечатлевалась в искусстве и литературе, и потому инквизицию нередко ассоциируют именно с Испанией — Торквемада, ауто-да-фе, испанский сапожок и так далее. Мифотворчество об испанской инквизиции началось практически с момента ее возникновения. Инквизиция оказалась в центре «черной легенды» о габсбургской Испании — стране надменных грандов и фанатичных доминиканцев. Творили «черную легенду» либо реальные жертвы инквизиции, либо потенциальные. Первые — это прежде всего марраны, которые бежали в XVI–XVII веках от инквизиционных гонений. Практически у всех кто-то из близких погиб на костре. И эти бывшие марраны в эмиграции создали целый корпус антиинквизиционной литературы, включающий полемические сочинения, хроники, поэзию. Они изображали инквизицию как огнедышащего монстра, апокалиптического зверя и предрекали скорый конец ему вместе со всем христианским царством, четвертой империей, после которой должны наступить мессианские времена.
Следующими и самыми влиятельными критиками инквизиции и творцами «черной легенды» были протестанты: немногочисленные испанские протестанты, бежавшие с Пиренейского полуострова, а также англичане и голландцы, которые не без оснований опасались введения в своих странах инквизиции по испанскому образцу. В Англии и Нидерландах развернулись мощные памфлетные кампании против Испании, против Филиппа, против Габсбургов. Речь в них шла о династических союзах и престолонаследии, о борьбе за колонии и о разном другом, но одной из центральных тем и образов оставалась инквизиция как символ фанатизма и жестокости испанцев. Филипп II полагал, что с ним Бог, он прав и его правота должна быть, пусть со временем, всем очевидна, и потому не принимал никаких мер, чтобы защититься от нападок и нейтрализовать своих врагов по памфлетной войне. Он предпочитал эту войну игнорировать — и проиграл ее. Старые критики инквизиции уходили, приходили новые, могла меняться мотивация, но сам негативный образ Супремы стабильно воспроизводился. Скажем, французские просветители остро ощущали, что испанская инквизиция в XVIII веке — химера средневекового прошлого, анахронизм, с которым надо бороться. И они боролись — словом, называя инквизицию пережитком Средневековья и обличая в ней скопище всех средневековых пороков: варварства, невежества, жестокости, диктата католической церкви. Все знают в русском переводе такое красноречивое начало поэмы Генри Лонгфелло «Торквемада»:
В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукою
Великий инквизитор над страною.
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада.
Примечательно, что перевод более следует традиции демонизировать инквизицию, чем
подлинник, который гораздо сдержаннее:
In the heroic days when Ferdinand
And Isabella ruled the Spanish land,
And Torquemada, with his subtle brain,
Ruled them, as Grand Inquisitor of Spain.
Комментарии 2