Все известные дошедшие до нас древние шедевры античной архитектуры ровного белого или серого цвета. На них отчетливо можно рассмотреть все мельчайшие детали, начиная от складок одежды, и заканчивая тугими завитками мраморных волос. Но вот глаза… Боги Древней Греции, герои мифов, великие военачальники — все они таращатся на нас слепыми бельмами белых глаз. А ведь не зря говорят, что глаза — это зеркало души. Никакая реконструкция не сравнится с ярким, пусть даже нарисованным взглядом.
Неужели древние греки этого не знали и сознательно изображали своих героев “слепыми”? Конечно же, нет. Античные мастера прекрасно были осведомлены о важности глаз. И они у статуй были. Да, изначально все древние изваяния были покрыты краской. И глаза, разумеется, тоже. Просто за давностью тысячелетий вся она стерлась и исчезла без следа.
Удивительно, но долгое время ученые думали, что так и должно быть — греки ваяли своих богов из белого мрамора и специально оставляли их такими, дабы подчеркнуть красоту форм и плавность линий. Но в XIX веке археологи нашли статуи древнегреческих кор (девушек) со следами краски в складках мантий и туник. Тогда некоторые из известных изваяний были подвергнуты рентгеновским и ультрафиолетовым исследованиям. Предположения о раскраске подтвердились. Причем, современные технологии позволили даже восстановить цвет красок по всей поверхности статуй.
И он оказался весьма жизнерадостным. В современное время такую раскраску назвали бы китчем — желтые тела, ярко-алые губы, одежды цвета индиго, зеленые копья и щиты. Но грекам было нормально и никакой аляповатости в этом они не видели.
Но интересно тут не это. Есть один немаловажный факт. Дело в том, что все известные ныне мраморные статуи — это всего лишь римские копии знаменитых греческих героев. А оригинальных греческих фигур, выполненных из камня, почти не существует. И это объясняется просто — мрамор древние греки использовали лишь для отделки своих зданий. А вот главным материалом для статуй у них служила бронза. Этот материал был более дорогим, долговечным, прочным и пластичным. Он давал больше возможности скульпторам выразить свою мысль. Такие бронзовые статуи изобиловали золотыми деталями и украшениями из слоновой кости. А самая главная деталь — глаза — у них были выполнены из хрусталя, драгоценных и полудрагоценных камней. Именно поэтому дошедшие до нас бронзовые изваяния зияют черной пустотой глазниц — вандалы просто выковыривали драгоценности. Да и самих фигур сейчас немного. Причина проста — когда греческие города подвергались разорению, бронзовые статуи шли на переплавку.
Однако заглянуть в глаза античным богам все же есть возможность. Уникальные древнегреческие статуи сохранились, правда в очень ограниченным количестве. Археологам повезло их найти на местах кораблекрушений. По понятным причинам до лежащих на дне изваяний вандалы дотянуться не могли, поэтому сейчас можно наблюдать за красотой и осмысленностью древнегреческих скульптур. Поражает детализация прорисовки глаз. Вот, к прмеру, бронзовая статуя Эфеба, датированная 340 годом до нашей эры. Глаза сделаны из сердолика и янтаря, а обрамляют их маленькие бронзовые реснички.
А у бронзового изваяния дельфийского возничего из одноименного археологического музея радужка глаз выполнена из оникса, головная повязка инкрустирована серебром и скорее всего была украшена драгоценными камнями. А ресницы и губы — из меди.
Самая значительная археологическая находка второй половины XX века случилась в 1959 году в греческом порту Пирее. При ремонте канализации было обнаружено несколько древних античных бронзовых статуй, которые, по всей вероятности, предназначались к отправке морем (так как были упакованы). Выделяется из них статуя Афины — фигура высотой 2,45 метров. Ее глаза на месте и изготовлены из янтаря. И тоже сохранились ажурные бронзовые реснички.
Голова от статуи философа была обнаружена тоже около острова Антикитер. Белки его глаз сделаны из стеклянной пасты, а сами радужки — из светлой шпинели.
Что же до мраморных статуй, то и среди них встречаются экземпляры, глаза которых инкрустированы полудрагоценными камнями. Правда, в мире их не больше десятка. А основные объекты античного искусства бесстрастно взирают на нас с пьедесталов своими белыми безжизненными глазами.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 2