Спуск на воду линейного корабля
Если в 1665 году английский флот состоял из 102 кораблей против 81 голландского и 36 французских, то через 10 лет картина была совершенно иной. У Англии из-за недофинансирования было всего 77 кораблей, и это против 108 голландских и 85 французских. В результате ведомством Пипса в Парламент было внесено предложение о постройке 20 новых кораблей, а чуть позже количество увеличили до 30. При этом на постройку просили ни много, ни мало — 1 миллион 600 тысяч фунтов, тогда как весь бюджет Роял Неви (без предлагаемых к постройке кораблей) составлял на тот момент 2,2—2,4 миллиона фунтов стерлингов. Парламентарии встретили проект со сдержанным скептицизмом. Как саркастически отметил один из депутатов:
«1 миллион 600 тысяч за 30 кораблей — это значит по 53000 фунтов за корабль. Они будут полностью сделаны из золота и серебра?»
Рассказы Пипса о возросшей силе французского флота вызвали лишь улыбку депутатов Палаты общин. Они заявили, что «король Франции не сможет своим флотом штурмовать Вену», намекая на то, что главным противником Франции являлась Священная Римская империя, для борьбы с которой французам нужна армия, а не флот.
«Перестройки» Пипса
Однако серия побед Дюкена в 1676 году в Средиземном море заставила подойти к финансированию флота более серьёзно. В результате почти годовых дебатов было решено выделить 600 тысяч фунтов на постройку одного корабля I ранга водоизмещением в 1400 тонн, девяти кораблей II ранга в 1100 тонн и двадцати кораблей III ранга в 900 тонн. При этом их постройка растянулась на 10 лет (1676—1685 годы) из-за того, что требуемая сумма поступала не полностью, а отдельными неравномерными траншами.
Кроме того, в полный рост встала проблема истощения лесных ресурсов. Ведь в 1670 году была сведена на нет последняя английская дубрава Форест Эйр недалеко от Линдхерста, и качественный лес теперь нужно было закупать, а не вырубать в своей стране. И эта проблема тоже требовала финансового решения, то есть увеличения бюджета флота.
После 1680 года Парламент фактически свернул строительство новых кораблей. В результате Пипс, вернувшийся в Адмиралтейство в 1684 году после опалы, обнаружил, что в состав Королевского флота имеются лишь 24 корабля и фрегата с 3070 моряками. В результате героических усилий часть фактически сгнивших кораблей была восстановлена, и к 1688 году Роял Неви мог вывести в море уже до 70 кораблей. Восстановление флота обошлось в 1 051 384 фунта стерлингов.
Численности корабельного состава — ключевой показатель для флота. От него зависят и количество матросов, и размеры складов, и, в конечном счете, размеры финансирования.
Что в первую очередь бросается в глаза в вышеприведенной таблице? Да совершенно нерегулярные финансовые вливания! Согласно королевскому эдикту 1677 года размер корабельного состава был обозначен в 107 кораблей, а срок жизни корабля — в 5 лет. Таким образом, в год следовало вводить в строй 22 корабля. Но такие показатели на практике оказались недостижимыми. В первую пятилетку отражённого в таблице периода в строй было введено 39 кораблей, во вторую — 30 кораблей, в третью — 55 кораблей, в четвертую — 10 кораблей, в пятую — 7 кораблей. Налицо совершенно нерациональное расходование средств и полное отсутствие планирования. Понятно, что 55 кораблей, введённых в строй в 1676—1680 годах к 1686—1690 годам году просто превратились в труху, а взамен флот получил всего 7. Естественно, это был порочный круг, из которого надо было как-то вырываться.
И вот в 1686 году вернувшийся в Адмиралтейство Сэмьюэл Пипс находит гениальный юридический выход: теперь перестройки и тимберовки кораблей проходят как постоянные траты Адмиралтейства, тогда как постройка новых кораблей обязательно согласовывается с Парламентом. Поскольку согласование с Парламентом было делом долгим и сложным, на 1686 год был определён численный состав кораблей, в пределах которого можно было производить лёгкие и капитальные ремонты. Число это фиксировалось в районе 100 кораблей. Да, иногда оно снижалась до 86—90 боевых единиц, иногда возрастала до 120-ти, но всегда колебалась в районе цифры 100.
Разберёмся, как же это работало. К примеру, 100-пушечный корабль I ранга «Роял Соверен» пришел в негодность. Самое логичное решение — пустить его на слом и построить новый. Но, как мы помним, строительство новых кораблей всегда согласовывается с Парламентом, а это дело долгое и муторное. Поэтому мы отправляем «Роял Соверен» на перестройку (rebuild). В идеале, мы должны разобрать линкор по досочке, просмотреть каждую деревянную деталь, испорченные детали заменить новыми и собрать его обратно. На деле же все происходило совершенно иначе: старый «Роял Соверен» разбирался на верфи, к примеру, Ширнесса, испорченные детали выкидывались, хорошие — складировались, а в то же время где-нибудь в Вулвиче строился совершенно новый линкор под тем же названием.
Парламентарии сначала были очень довольны нововведением. Но потом в их головы закралась мысль, что без обмана тут не обошлось, и тимберовку разделили на «верхнюю» (repair, или работы по замене деталей корабля, находящихся над водой, без постановки корабля в док) и «нижнюю», или полную (rebuild, когда корабль заводился в сухой док и разбирался). На последнюю были установлены ограничения по определённому количеству кораблей в год (как раз после того, как Пипс в 1686—1689 годах провел по строке «rebuild» («перестройка») 69 кораблей I—III рангов и, по сути, «перестраивая», построил новые корабли).
Несмотря на подобные попытки противодействия, нововведение Пипса стало гигантским скачком вперед. Теперь численность корабельного состава Роял Неви закреплялась законодательно, и можно было планировать и формировать постоянный морской бюджет.
Отметим ещё один важный момент. Одно дело — когда идет война, другое дело — мирное время. Понятно, что во время войны и 100 кораблей может быть мало, а в мирное — и 50 будет много. Как же англичане решали эту проблему? Опять-таки, очень просто. По штатам мирного времени Королевский флот имел численность активного боевого состава в 20 кораблей и 40 фрегатов. Остальные корабли и фрегаты выводились в резерв. То есть с них снимали рангоут и такелаж, разгружали и разоружали, и ставили на корабельные стоянки, обычно недалеко от верфей. А в случае войны эти корабли можно было сравнительно быстро вооружить и ввести в строй.
Нет комментариев