Ф.Снейдерс. Дерущиеся петухи
«В назначенный вечер часть зала отделялась, посредине устраивалась круглая арена, наподобие цирковой, кругом уставлялись скамьи и стулья для зрителей, в число которых допускались только избранные, любители этого старого московского спорта, где, как впоследствии на бегах и скачках, существовал своего рода тотализатор — держались крупные пари за победителя.
К известному часу подъезжали к «Голубятне» богатые купцы, но всегда на извозчиках, а не на своих рысаках, для конспирации, поднимались на второй этаж, проходили мимо ряда закрытых кабинетов за буфет, а оттуда по внутренней лестнице пробирались в отгороженное помещение и занимали места вокруг арены. За ними один за одним входили через этот зал в отдельный кабинет люди с чемоданами. Это охотники приносили своих петухов, английских бойцовых, без гребней и без бородок, с остро отточенными шпорами. Начинался отчаянный бой. Арена обливалась кровью. Одичалые зрители, с горящими глазами и судорогами на лице, то замирали, то ревели по-звериному. Кого-кого здесь не было: и купечество именитое, и важные чиновники, и богатые базарные торгаши, и театральные барышники, и «Чугунные шпяпы».
Пари иногда доходили до нескольких тысяч рублей. Фаворитами публики долгое время были выписанные из Англии петухи мучника Ларионова, когда-то судившегося за поставку гнилой муки на армию, но на своих петухах опять выскочившего в кружок богатеев, простивших ему прошлое «за удачную петушиную охоту». Эти бои оканчивались в кабинетах и залах второго этажа трактира грандиознейшей попойкой».
В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Охотники шли на любые подлоги, чтобы выиграть: подрезали шпоры для того, чтобы выпустить опытного петуха против молодого, мяли петуха противника или скусывали ему кончик носа. Поэтому петухов привозили в клетках под замком. Охотники с петухами в руках сначала показывали противников, а затем выпускали на арену. В ярком свете свечей (лампы) азартно блестели глаза страстных любителей этих боев.
Петухи бились четырьмя различными способами. Одни бросались прямо на противника без уверток и бились грудь в грудь. Они подпрыгивали и бились клювами, пока один не начинал тяжело дышать, слабел и бежал.
Другие петухи, называемые кружастыми, бегали по кругу, гоняя и кружа своего противника, а затем неожиданно на него набрасывались, наносили удары и добивали.
Посылистые петухи били противника сзади, наскакивая на него и ударяя клювом по голове. Если его удары были ловки и сильны, то он поражал противника.
Вороватый петух, перемахнувшись раз-другой ударами с противником, тотчас же начинал лезть под него, прячась и подставляя под удары свой хвост, и в то же время старался схватить противника за перо и нанести ему удар в зоб. Противник был всегда изможден, и вороватый практически был непобедимым в петушином бою.
Петух отражал во время боя удары противника лапами; если он не отшпоривался (как тогда говорили), то в глазах охотников не стоил ни копейки. Каждый петух имел имя — Варвар, Улан, Пересвет, Бриллиант и т. п. Цена петуха боевой породы была от 3 до 75 рублей. Хозяину петуха-победителя платили от 3 до 300 рублей серебром. Получив деньги, он угощал всех присутствующих чаем, водкой и закуской. Отказаться от этого угощения никто был не вправе, потому что оно введено обычаем. После боя окровавленных петухов обливали теплой водой, а израненную голову примачивали водкой, раны сшивали шелком, обтирали лапы снегом и кормили очень хорошо. Тем не менее петухи от боев заболевали различными болезнями.
Петушиные бои не были обычной забавой, они были в полном смысле охотничьи. Здесь решались вопросы об охотничьей славе того или иного человека, обсуждались петушиные породы и ловкость боевой птицы.
Нет комментариев