В августе 1826 года, в дни коронования Николая I, цена на яблоки в Москве поднялась до небес. Спелые наливные яблоки нового урожая раскупались гостями Первопрестольной по рублю серебром за штуку. Эти вкуснейшие яблоки и в начале XX века оставались в России лакомством богачей, поскольку уход за такими яблонями требовал знаний и умений, недоступных большинству садоводов.
"Превосходно по своей величине"
В дореволюционной России, не избалованной фруктами, придумать приятный подарок было несложно. Достаточно было преподнести красивое вкусное яблоко. Известный московский садовник Н. А. Красноглазов, торговавший в первой половине XIX века саженцами яблонь различных сортов, про некоторые яблоки так и писал: их "покупают преимущественно для подарков". К таким относилось, например, титовское расписное яблоко: "Очень крупно, имеет иногда в окружности до семи вершков (вершок — 4,45 см.— "История"), очень длинно и ровно от черешка и до цветочка; кожа желтовата с большой росписью, а когда яблоко висит без защиты листьев, то делается от солнца все красное... на вкус с малым легким квасом; лежать может месяца три". Но самым лучшим подарком был апорт.
"Это яблоко из десертных почитается первым по величине своей и красоте росписи,— писал Красноглазов.— Кожу имеет желтоватую и алую роспись, которая сливается почти по всему яблоку; на вкус оно с самым легким квасом и рассыпчатое, с небольшим, но приятным запахом... Это яблоко превосходно по своей величине, бывающей в окружности до 8,5 вершков; иные утверждают даже, что будто бы и до 12 вершков, но этому верить трудно, потому что мой родитель известен был в Москве по своей садовой охоте, почему другие подобные охотники принашивали ему показывать, как знатоку, всякие редкости из плодов, если у кого-нибудь случаются таковые; но и он видел одно только яблоко, имевшее в окружности 8,75 вершков, а в своем саду более не было как 8,25 вершков".
Подаренными яблоками вошел в историю крестьянин из Владимира. 15 августа 1850 года великим князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу во время их пребывания во Владимире были поднесены 63 яблока царского шипа, репчатого апорта и свинцового налива крестьянином Ямской слободы Филатом Хрустенем из его сада; каждое яблоко имело до 7 и 8 вершков в окружности, а некоторые были и в 9 вершков.
"Употребить сухую солому или золу"
Чтобы всю зиму одаривать родственников и знакомых свежими яблоками, владельцы садов искали способы наилучшего хранения этих плодов. "Яблоки могут держаться в сухих покоях и погребах наибольшую часть зимы без повреждения,— писал академик Паллас в конце XVIII века.— Но еще долее держатся, когда их, в бумагу обернувши, складешь рядами в сухие бочки, в коих вместо перекладки употребить сухую солому или золу". В те же годы опытный садовник Н. П. Осипов советовал перед укладкой на хранение яблоки окуривать:
"Отобрав яблок неповрежденных, сносить их в особливый покой, где покласть на кровати, сплетенные из ивовых прутьев, так чтобы они боками друг с другом не касались. Законопатив плотно в сем покое двери и окна, зажечь на жаровне древесных прутьев, чтобы та комната наполнилась великим дымом. Такое курение продолжать дни четыре или пять. Окопченые таким образом яблоки класть в ящики с мелко изрубленною пшеничною соломою, перестилая их рядами, чтобы друг к другу не касались; наконец засыпать соломенным слоем и запереть ящики. Чрез сие приуготовление яблоки целый год будут без всякого вреда и свежи".
В некоторых хозяйствах каждое яблоко заворачивали в лен, обмакивали в распущенный воск и хранили в патоке. Или обматывали сухим водяным мхом и, сложив в глиняную корчагу, держали в сухом холодном месте. Кто-то складывал яблоки в бочонок, пересыпал сухим яблоневым листом, плотно закрывал и ставил в лед, а с наступлением глубокой осени бочонки переносил в погреб.
В сборнике 1838 года "Сельский хозяин XIX века" советовали:
"Пока солнце согревает воздух, покой, где хранятся плоды, должен проветриваться по крайней мере в полдень, но однако ж так, чтобы сквозной ветер не мог касаться самих плодов... Если этот покой устроен с таким удобством, что вода, поставленная в каком-нибудь сосуде перед окном, не мерзнет, то и плоды не могут быть захвачены морозом... В случае сильных морозов можно покой этот согревать, ставя в него на некоторое время горячие уголья в чугунной посуде".
В других хозяйственных книгах рекомендовали уложить яблоки в бочку с сухими отрубями. Но самый знаменитый русский садовод Андрей Болотов "вместо отрубей для хранения в зиму яблок в бочках пересыпал их сухим овсом, также слоями, поставляя необходимым правилом перебирать их каждый месяц один раз и, отделив все попортившиеся и загнившие, остальные перетирать и засыпать опять сухим овсом — только другим, потому что прежний обыкновенно делается от яблок сыр". При этом способе яблоки "не получали никакого дурного запаха, и при употреблении перемывать их не нужно, так как тех, которые засыпаются отрубями или песком, а стоит только перетереть полотенцем".
Скоропортящиеся летние сорта хранили в медных кастрюлях, плотно закрытых, поставленных на лед. Перетирать эти яблоки следовало каждые две недели сухим полотенцем, не забывая и о самой кастрюле. Делать это надо было на леднике, чтобы не согревать яблоки.
Зимние сорта надежно сохранялись до мая в ящиках, пересыпанные хорошо высушенным в печке песком. Некоторые хозяева использовали свежую ржаную солому. Ее мелко нарезали, высушивали на лежанке или в вольном печном духу и пересыпали ею яблоки, уложенные в ящики.
Самым простым способом было хранить яблоки в ямах, как картофель, засыпанные сухими листьями и прикрытые досками.
А зимой из усадьбы в город яблоки перевозили, завернув каждое в писчую или газетную бумагу, потом в паклю, сложив в сундук и пересыпав каждый ряд гречихой слоем пальца в четыре.
"Отменно хорошо в мочке"
И все-таки свежее яблоко зимой в России оставалось диковиной. Самым распространенным способом заготовки яблок было мочение. В своей книге "Правила плодоводства" Н. А. Красноглазов, описывая сорта яблок, обязательно указывал, пригоден ли сорт для мочки и как долго плоды хранятся в рассоле. Высоко ценились те, что не трескались и не прокисали до июля, то есть до нового урожая. Например, бравинское яблоко, названное так по фамилии тульского жителя Бравина, было "отменно хорошо в мочке", но сохранялось только до января, потому что было очень тонкокоже и быстро начинало лопаться и терять вкус. Лучшими для мочения считались антоновские яблоки, которые в начале XIX века в Туле именовались духовыми и красноглазовскими. Первое название они получили за свой аромат, а второе — потому, что отец Н. А. Красноглазова тульский купец А. И. Красноглазов вывез этот сорт из Курска. Его брат перевез его в Москву, назвав восковым, и оно долго жило под этим названием, но, когда эти яблоки начали возить в огромном количестве из Малороссии под названием антоновских, они и стали всюду так называться. Моченая антоновка лежала до июля. Хороши для мочки были воргунок, анисимовские, анисовые, высотские, тюльпанные и плодовитка. Особенно эффектно выглядела на обеденном столе плодовитка красная, так как у этого "моченого яблока и тело становилось красным".
Существовало несколько способов соления/мочения яблок. Самый старый назывался "яблоки в поспе (сусле)". Из ржаного или другого солода делали очень густое сусло, присаливали и выливали на яблоки, уложенные в бочку. Давали постоять сутки, потом закупоривали и уносили в подвал на хранение. В 1865 году об этом рецепте вспомнили, назвав его "яблоки в квасу на салат зимою":
"Яблоки осенние винные, здоровые, вложить в квас, который приготовляется так: взять гарнец ржаной муки, налить столько холодной воды, чтобы была жидкая, потом поставить в тепле, покуда сладость будет, тогда влить в кадушку и залить 8 гарнцами воды теплой, завязать холстом и поставить в тепле, чтобы немного скисло. Потом процедить и простуженным залить яблоки, чтобы совершенно обняло, наложить дном или крестом из дерева и сверху камень, чтобы не всплывали яблоки".
В некоторых уездах яблоки квасили с солодкой: обмывали и складывали в кадку, пересыпая истолченным в порошок солодковым корнем, заливали кипяченой остывшей водой и закрывали. Через месяц можно было есть.
В начале XIX века советовали засаливать яблоки так:
"Надлежит для сего взять яблок сладких (ибо квасные для сего не годятся), самых спелых, укласть в бочку с вишенным и черной смородины листом, прибавя к тому и аниса зернами, и после того, налив бочку полну довольно крепким рассолом, втулку вогнать и крепко заткнуть".
В книгах по ведению домашнего хозяйства середины XIX века рекомендовали использовать другие пряности:
Нет комментариев