Гиппократ в своем труде уже более детально описал электрических скатов.
В Древнем Риме тоже хорошо знали возможности электрических скатов наносить более чем ощутимые удары током. Удары, которые вводили жертву в оцепенение. Отсюда и латинское название этих морских животных – torpedo. Произошло оно от слова torpere, означающего примерно «оцепенение, неподвижность». И именно римляне впервые в истории использовали электрический разряд, испускаемый скатом, в медицинских целях.
Автором такой методики стал древнеримский врачеватель Скрибоний Ларг, живший в I веке нашей эры. Он настоятельно рекомендовал своим пациентам с подагрой и частыми мигренями становиться босыми ногами прямо на спины живым электрическим скатам.
Скорее всего, такую врачебную идею Скрибоний почерпнул после удивительного случая с одним из высоких чиновников при императорском дворе – Антеросом. По рассказам, этот придворный долгие годы страдал от подагры. Однако в один день свершилось чудо. У Антероса получилось исцелиться от этого заболевания, случайно наступив в воде на черного ската. Животное ответило ему разрядом тока.
В своем «врачевательном» рецепте Скрибоний Лаг пишет примерно следующее: «При любой разновидности подагры в момент, когда человек начинает чувствовать прилив боли, следует немедленно положить ската под ноги страдающему. Важно, чтобы болящий оставался стоять на живом существе до тех пор, пока его ноги полностью не онемеют до колен. Эта процедура не только снимет боль, но и предотвратит ее появление в будущем».
Сегодня трудно сказать, скольким древнеримским пациентам доктора прописали такой «животный электрофорез». Но если учесть, что труды Скрибония были мегапопулярными и в Римской империи, и после ее падения и в средневековой Европе, то можно смело предположить, что врачевание головных болей и приступов подагры электрическими скатами за несколько веков прошла не одна сотня тысяч человек.
В те времена не только последователи Скрибония Ларга, но и адепты других медицинских школ античности советовали своим пациентам живых электрических скатов для снятия головных, зубных и ревматических болей. Хотя все же чаще больным приписывали мертвых морских животных. В жареном и вареном виде скатов рекомендовали при различных заболеваниях дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, кожных сыпях и той же подагре.
Особым органом ската, обладающим целебными свойствами, древнеримские доктора считали печень. Из нее изготавливали различные порошки, настойки и мази, которые рекомендовали едва ли не при всех известных тогда болезнях: от бронхиальной астмы до выпадения прямой кишки и эпилепсии.
В ранней средневековой католической Европе способность скатов генерировать ток считали магией, а все подобное в те времена, мягко говоря, не приветствовалось ни Церковью, ни уж тем более Священной инквизицией. Поэтому из статуса «официального лекарственного средства» скаты (как живые, так и мертвые) плавно перекочевали в «подпольную» народную медицину. Хотя это касалось только Европы.
Исламские ученые и медики, которые оказались более прогрессивными в этом вопросе, взяли на вооружение методики и рецепты античных докторов, практиковавших «скатолечение». Так, к примеру, всемирно известный врачеватель Авиценна в своем «Каноне врачебной науки», который позже стал настоящей энциклопедией во многих медицинских университетах позднего Средневековья, рекомендовал лечить меланхоличные приступы и головные боли прямыми разрядами тока, испускаемыми скатами.
В последовавшей за Средними Веками эпохе Возрождения в Европе вновь возродился интерес к этим необычным морским животным – электрическим скатам. Именно их изучение со временем помогло европейцам открыть и «приручить» электрический ток, без которого современная жизнь казалась бы невозможной.
Нет комментариев