Mors 8/10 CV Type N. 1910
Первой автомобильной империей, как известно, стали Соединенные Штаты Америки, но вскоре у Генри Форда нашелся предприимчивый конкурент в Европе. Он смог выпустить первый по-настоящему массовый автомобиль, который выбирали французские президенты, на котором ездил Фантомас и который однажды спас жизнь генералу Шарлю де Голлю, а также трижды попадал в список десяти самых знаменитых авто ХХ века.
Человек, чью фамилию до сих пор носят автомобили этой марки, родился в семье крупного предпринимателя, который занимался драгоценными камнями. Андре Ситроен рано остался без отца: тот покончил жизнь самоубийством, когда мальчику было всего шесть лет. Наследство, правда, осталось неплохое, равно как и связи. Но, вопреки существовавшей в те годы традиции, молодой Ситроен совсем не хотел продолжать семейное дело. Вместо этого он пошел работать в мастерскую своих друзей, которые собирали детали для паровозов. Ему было 23 года.
На заводе Ситроен наладил производство качественных зубчатых колес и вложил в это дело большую часть своего наследства, а потом получил патент. Шестерни оказались популярными — их покупали в Бельгии, Англии, увозили даже в Москву. Появилась первая серьезная прибыль, и тогда же будущая эмблема автомобильной марки, перевернутая V (именно так на схемах изображают конические шестеренки). Во Франции этот значок именуется «двойной шеврон».
В годы Первой мировой войны Ситроену удалось убедить правительство Франции в том, что он способен за три месяца наладить производство боеприпасов — французская армия тогда плохо снабжалась. Военные полагали, что это нереально, но Андре взял несколько кредитов и заключил договор с правительством. Новые заводы и правда выросли буквально за три месяца и начали выпускать больше снарядов, чем все остальные производства, вместе взятые. Чертежи своего первого автомобиля Ситроен заказал инженерам тогда же, в годы войны. Когда наступило мирное время, у него уже были, во-первых, наработки, во-вторых, хорошая команда специалистов, а в-третьих, деньги от выполненных военных заказов.
Андре Ситроен использовал в Европе те же методы, что и Генри Форд в Америке, — ему удалось изменить тогдашнее представление о личном автомобиле. Предприниматель начал с малолитражек, которые только и были по карману среднестатистическому французу в послевоенные годы. Первая модель, Citroën А, вышла в свет в 1919-м, и уже тогда автозавод ухитрялся собирать до ста автомобилей в день (по тем временам невероятно много). Эталоном автомобилестроения по-прежнему была Америка, поэтому Андре не ленился изучать опыт производства «Бьюиков» и «Студебекеров»: пройдет всего четыре года, и на его заводе будут собирать не сто, а триста машин в день.
Французский предприниматель отлично понимал, что многое ему может дать качественная реклама, и придумал кучу интересного. Например, на заводе начали собирать игрушечные копии настоящих Citroën. Французские дети радостно катались на них, лишний раз привлекая к марке внимание взрослых. Потом Андре добился установки дорожных указателей с фирменным знаком своего автозавода. Наконец, в моду вошли «рекламные пробеги», когда группа специалистов просто отправлялась в какой-нибудь регион страны на автомобиле марки, громко нахваливая его по громкоговорителю. На стоянках проводились всевозможные розыгрыши и лотереи. Народу нравилось, и число покупателей после таких пробегов росло.
Комментарии 1