Одним из изобретателей такого типа был курсант советского Военно-морского инженерного училища им. Дзержинского Б.П. Ушаков. В 1936 году он предложил Научно-исследовательскому военному комитету (НИВК) схематичный проект летающей подводной лодки — ЛПЛ.
Идея Ушакова флотоводцам понравилась. Во всяком случае, отзыв содержал волшебные слова: «Разработку проекта желательно продолжать, чтобы выявить реальность его осуществления путем производства соответствующих расчетов и необходимых лабораторных испытаний».
Тема ЛПЛ была включена в план отдела «В» НИВК, но необычность замысла испугала военных чиновников, и от ее официальной разработки отказались. Тем не менее сам Ушаков, ставший к тому времени воентехником 1-го ранга того самого отдела «В», во внеслужебное время продолжал совершенствовать свое детище.
Наконец 10 января 1938 года, когда проект оброс должным количеством расчетов и обоснований, автор зачитал его в НИВК. Цилиндрический прочный корпус ЛПЛ диаметром 1,4 м предполагалось склепать из 6-миллиметрового дюралюминия. Летающая подводная лодка имела шесть герметичных отсеков, а остальные объемы могли свободно заполняться морской водой через специальные отверстия — шпигаты. Бензин и масло содержались в резиновых резервуарах, которые не боялись повышенного давления воды. Три гермоотсека предназначались для авиационных моторов АМ-34 мощностью по 1000 л. с., которые позволили бы 15-тонному аппарату пролететь около 800 км со скоростью до 200 км/ч на высоте до 2500 м. Еще в одном отсеке помещался экипаж из трех человек — отсюда ЛПЛ управлялась бы в подводном режиме. В пятом отсеке находились аккумуляторные батареи подводного хода, а в шестом — гребной электромотор мощностью 10 л. с.
Пилотская кабина при погружении заполнялась водой, поэтому, прежде чем перейти из нее в свой обитаемый герметичный отсек для подводного управления судном, экипаж должен был задраить летные приборы в специальной шахте и переключить управление на подводный режим. Еще надо было не забыть перекрыть подводящие и отводящие магистрали водяной системы охлаждения авиамоторов и задраить все герметичные отсеки.
Под водой аппарат мог бы находиться 48 часов, при этом запас энергии в аккумуляторах давал ему возможность на глубине до 45 м проплыть со скоростью пешехода 5–6 миль. Главным оружием ЛПЛ должны были стать две типовые флотские 18-дюймовые торпеды, подвешенные под консолями крыла на специальных держателях. А в воздухе лодка могла бы отбиваться от врагов из двух спаренных пулеметов калибра 7,62 мм.
Комиссия сочла проект утопией, поставив ему в вину малую подводную скорость и небольшую дальность хода, хотя Ушаков возражал, что лодка при отсутствии целей в районе погружения может взлететь и сама искать противника. Еще комиссии не понравилась сложность подготовки к погружению и взлету, разные технические недоработки. Возможно, ценой серьезной затраты сил и средств все эти проблемы удалось было бы решить даже на уровне технологий конца 30-х годов. Но тогда проект был отложен и забыт: у Красной Армии и флота хватало более насущных задач в канун Второй мировой войны.
Поэтому ничто не помешало американскому изобретателю Хьюстону Харрингтону 17 апреля 1945 года получить патент на «комбинацию самолета и субмарины». Хьюстон изучил весьма удачный опыт применения малых подводных лодок японцами при нападении на Перл-Харбор и итальянцами при атаке британских линкоров в средиземноморской гавани Александрии и определил, что основным недостатком этих эффективных машин является малая дальность хода.
Поэтому вопрос доставки субмарин к месту применения надо бы как-то решить. Например, приделать к небольшому подводному катамарану треугольные крылья и два мотора. По мысли изобретателя, с помощью такого обвеса эта штука была способна добираться в район цели на бреющем полете (к концу войны инженеры уже вполне представляли себе возможности радаров, и Хьюстон не рисковал подняться высоко над водой).
Однако дальше патента дело все равно не пошло. Даже американские военные, у которых по меркам послевоенной Европы было достаточно финансовых средств, не решились вкладывать их в такой фантастический проект, как летающая подводная лодка.
Впрочем, идея так просто не отпустила американское военное ведомство. В 50-х годах Военно-морской флот США заказал инженерам компании «Дженерал Дайнемикс Конвэр» рассчитать возможность построения подводной лодки, оснащенной электродвигателем для передвижения под водой и парой реактивных двигателей для парения в небе. Инженеры подтвердили, что водно-воздушная химера жизнеспособна, однако, как и в случае с русским проектом, способна проплыть под водой не более 5 миль. Американским военным это показалось мало, и они, как и советские командиры, пошли на попятный.
В то же время пытливые американские изобретатели уже обдумывали идею воздушной субмарины с другой стороны. Если подводную лодку так сложно заставить летать и оставаться подводной, почему бы просто не назвать ее по-другому? Примерно так размышлял американский инженер-электронщик Дон Рэйд, когда создавал свой проект «ныряющего самолета». Настойчивому инженеру даже удалось построить небольшую действующую демонстрационную модель длиной в метр и успешно испытать ее.
Впрочем, действующая модель не слишком помогла Дону, когда пришла пора добиваться финансирования проекта у военных. Двадцать лет изобретатель промыкался по кабинетам. Лишь в начале 60-х ему удалось выбить средства, и то лишь использовав ревнивое соперничество чиновников Военно-воздушного и Военно-морского ведомств США («чудо-корабль» удалось продать морякам только под угрозой, что авиаторы уже хотят прикарманить это изобретение).
В результате миру явился действующий прототип аппарата под названием Commander, а поскольку деньги на него давал флот, то этот фактически «ныряющий самолет» отнесли к классу «летающих подводных лодок». Одноместный корабль имел длину корпуса 7 м, в воздухе его держало дельтовидное крыло и двигатель внутреннего сгорания мощностью 65 л.с. Под водой аппарат перемещался при помощи электродвигателя всего в 1 л. с.
Успешные испытания состоялись 9 июня 1964 года, когда Commander нырнул на двухметровую глубину и проплыл под водой небольшое расстояние со скоростью 4 узла (это по-нашему около 6 км/ч). Настоящий боевой вариант — Commander-2 — должен был иметь для полета уже реактивный двигатель, который обеспечил бы ему скорость в воздухе 300 км/ч, и более мощный электромотор подводного хода.
Однако этот вариант так и не реализовали.
Примерно в то же время американский флот получил на вооружение управляемые подводные ракеты-торпеды, позволявшие решать практически тот же круг задач более простым путем. Сейчас эти торпеды даже научили взлетать из-под воды и нырять с самолета в морские пучины. И все-таки…
На заре XXI века оказалось, что идея летающей подводной лодки вовсе не умерла. Недавно в крупнейшей американской оборонной аэрокосмической корпорации «Локхид-Мартин», известной своей приверженностью к разным фантастическим проектам, воплотили многострадальный проект летательно-нырятельной машины.
За дело взялось знаменитое «Бюро сумасшедших разработок», или группа «Сканкворкс» (дословно — «дела скунса», попросту – «всякие неожиданные гадости»), в чью задачу входит проверять и доводить до ума дикие идеи. А вдруг то, что казалось невозможным, на самом деле заработает, приводя противника в шок и трепет самим своим существованием?
В итоге идея крылатой субмарины переродилась в проект летающего разведчика MPUAV «Корморан», запускаемого из ракетной шахты атомной подводной лодки класса «Огайо». MPUAV (Multipurpose Unmanned Air Vehicle) расшифровывается как «многоцелевой беспилотный летательный аппарат». А корморан – это такой большой баклан. Если верить энциклопедии, зверюга на редкость наглая и прожорливая.
По плану «Корморан» будет взлетать из подводного положения субмарины при помощи твердотопливного ускорителя, который сбрасывается на высоте 30 метров над поверхностью воды. Здесь аппарат включает маршевый турбовентиляторный двигатель, воздухозаборники которого под водой закрыты заслонками, и отправляется на задание. Он может вести разведку прибрежных территорий, запускать ракеты по вражеским объектам, доставлять снаряжение диверсионным группам и делать другую «работу скунса» в тылу противника.
Покончив со своими тайными делишками, «Корморан» возвращается в район старта или любой другой заданный район моря. Там его двигатель отключается, воздухозаборные и выхлопные устройства герметизируются, после чего аппарат на парашюте плюхается в воду и выпускает буксировочный фал. Подводная лодка, не всплывая, выпускает навстречу «Корморану» специальный дистанционно-управляемый аппарат, который захватывает фал и утягивает разведчика под воду – обратно в пусковую шахту. Там «Корморан» заправляют и снаряжают для очередного старта.
Испытания летающего разведчика в 2006 году прошли успешно. Его модель была сброшена с высоты 8 метров, удачно приводнилась и сама занырнула в подводную лодку. Американцы обещали по итогам этого испытания определить, имеет ли смысл вкладывать деньги в производство полнофункционального летающе-ныряющего разведчика, но до сих пор неизвестно, что они тогда решили.
Кто знает? Быть может, именно сейчас в недрах американского военного комплекса сходят с конвейера фантастические «небесные субмарины», которые в начале ХХ века пригрезились советскому воентехнику Ушакову…
Нет комментариев