Фарфоровые статуэтки являются необычным открытием, авторство которого принадлежит китайским мастерам древнейшего периода человеческой истории. Миниатюрные изделия из роскошной хрупкой керамики вызвали вздохи восхищения у уточненных леди и джентльменов, как в Европе, так и в России.
Эволюция советского фарфора
В дореволюционный период керамические изделия считались прерогативой наиболее обеспеченных слоев общества, а в советскую эпоху превратились в предмет массовой культуры, доступной всем категориям граждан. Фарфоровые статуэтки ссср постреволюционного периода рассматривались как элемент буржуазного наследия.
Властители дум советского народа осуждали «мещанскую» традицию коллекционирования миниатюрных скульптур. Однако, через некоторое время большевистские лидеры, решили, что статуэтки можно использовать как средство для пропаганды с высокой эффективностью. На смену изящным слоникам и аккуратным бабочкам приходят фигурки героев социалистического времени, массивные и основательные, преисполненные монументализма и величавости. С этого момента второю жизнь приобретают производства в Ликино и Дулево, организовывается крупный фарфоровый завод в Ленинграде.
Фарфоровые статуэтки приобретают особый колорит, который отражал особенности «пролетарской культуры» и нового мировоззрения, базирующегося на социалистических ценностях, среди которых не последнюю роль играли такие понятия как «труд», «равенство», стремление к эталонному состоянию.
Статуэтки советского периода должны были иллюстрировать социальную идиллию, которая пришла на смену строю, полностью исчерпавшему свои внутренние и внешние возможности. В военный период фарфоровые фигурки создавались под влиянием нескольких направлений. Первое олицетворяло политическое восприятие руководства происходящих событий и носило героический характер, второе приближало зрителя к реальности, в которой существовали человеческие страдания и горе многих людей, втянутых в боевые действия.
Природный каолин — основа фарфоровых шедевров
Фарфоровые статуэтки изготовлены из особой керамики, внешняя поверхность которой отличается удивительно белым оттенком. Интересно, что внутри материал также сохраняет благородный цвет. В этом можно убедиться, взглянув на сколы фарфоровых изделий.
Статуэтки сделаны из разнообразных сортов природной глины, а также просвечивающей глазури, которой покрывают поверхность черепка, подвергшуюся двойному обжигу. Керамика, в которой глазурь не применяется, называется «бисквитным фарфором.
Статуэтки производились из нескольких типов фарфоровой массы:
— Твердой субстанции, которая образовывалась в результате смешивания каолина и полевого шпата. Природная глина обладает изумительной пластичностью и высокой жирностью, что не позволяет ей быстро расплавляться до жидкого состояния.
— Полевой шпат, напротив, отлично плавится и слабо подвержен изменению первоначальной физической формы. В дополнение к этим компонентам советские мастера иногда добавляли песок и кварц. Для получения фарфоровой массы все ингредиенты смешиваются между собой, промываются и сушатся до приобретения тестообразной формы.
— Отливка фигурок изначально производится в специальных формах или на гончарном круге. После того как фарфоровые статуэтки ссср приобретают желаемую форму они подвергаются термической обработке при температурах выше 600 градусов Цельсия в первом обжиге, и свыше 1200 градусов при повторном процессе.
— Глазурь наносят непосредственно перед вторым обжигом. По своему составу она полностью дублирует химическую формулу черепка. Глазурь сливается с фарфоровой массой, ее нельзя выделить в отдельный слой или отбить. Изделия из твердого фарфора характеризуются высокой износостойкостью, слабой восприимчивостью к условиям окружающей среды. При ударе о миниатюрную скульптуру, выполненную из твердых сортов фарфора, раздается звук, напоминающий колокольный звон.
— Мягкой субстанции, которую часто называют художественным фарфором. Мягкий фарфор производят из фритта, который содержит разнообразные стекловидные вещества, наподобие песка, селитры, кремня и соды. Кроме того, в фарфоровую массу добавляют гипс и каолин, после предварительного плавления.
Скульптура, которая приобретает форму, обжигается повторно при высокой температуре. В процессе обжига происходит сцепление черепка с глазурью. Глазурь приготавливают из смеси химических компонентов, среди которых наиболее часто используется шпат, песок, сода и известь. Мягкий фарфор отличается высокой прозрачностью, но при этом может характеризоваться повышенной зернистостью, связанной с плохой жароустойчивостью материала.
— Костяной субстанции, которая воспроизводит отдельные характерные особенности мягкого и твердого фарфора. Кроме базовых компонентов в него добавляют костяную муку, которая значительно упрощает процесс плавки керамического материала.
Декорирование фарфоровых статуэток
Фарфоровые статуэтки украшались разнообразными вариантами декора. Основными при этом считаются: рельеф и роспись. Рельефное декорирование статуэток предполагает встраивание в материал посредством гравировки или перфорации требуемого изображения. Фигурка может отливаться совместно с рельефом, либо рельеф формируется самостоятельно и потом приклеивается к основной скульптуре.
Подобная техника очень актуальна для флористического жанра, в котором требуется изготовление отдельных листочков, цветов и иных частей живой природы. Роспись наносилась советскими мастерами на фигурки двумя способами: на поверхность глазури или под нее.
Подглазурный метод предполагает нанесение рисунка непосредственно на черепок статуэтки с последующим обжигом. Надглазурная техника получения декора реализуется при помощи разноцветных эмалей, которые наносятся на поверхность фарфора после второго обжига. Особенностью твердого фарфора является возможность пластического выделения красок на слое глазури. На мягком фарфоре эмали могут сливаться со слоем глазури, в результате чего изображение приобретает расплывчатый характер. Фарфоровые статуэтки ссср производились с использованием обоих описываемых методик.
«Цветная история» фарфоровых статуэток
Фарфоровые статуэтки декорировались с применением муфельных красок и обильной позолоты. Муфельные красители создавались на основе свинцовых глазурей, которые приобретали цветной оттенок благодаря оксидам металлов.
Свинцовая глазурь при этом играет роль соединительного элемента, который объединяет фарфоровую глазурь и эмаль. Для производства статуэток советские мастера достаточно часто использовали методику литья, которая реализовывалась при помощи открытых или закрытых форм.
Открытый способ состоит в заливке подготовленной гипсовой формы фарфоровой массой. Данная техника производства фарфоровых изделий предполагает применение гончарного круга. Закрытые формы при изготовлении фигурок не использовались, оставаясь при этом актуальной техникой производства фарфоровой посуды.
Хэнд мэйд и массовый тираж
Статуэтки создавались ручным и механизированным способом. Ручные изделия считаются более ценными, т.к. они отражают индивидуальный почерк художника, иллюстрируют его эмоции, мысли. При декорировании советской керамики позднего периода активно применяется техника деколь, которая основана на переводной картинке, созданной на гуммированной бумаге.
Такой тип картинки покрывался лаком для создания стойкого изображения и сохранения всех цветовых нюансов изображения. При термической обработке фарфоровых изделий бумага расплавлялась, и красочный декор превращался в рисунок на поверхности статуэтки. При наличии изъянов мастер мог ручным способом «доработать» изображение.
Статуэтки расписывались красками с применением золотых красок. Специальные эмали накладывались поверх глазури при обжиге фарфоровых изделий при низкой температуре или в исключительных случаях под глазурь. Советские скульпторы специализировались на производстве позолоты с матовым и блестящим оттенком.
Позолота представляла собой специальную химическую субстанцию с невысоким содержанием благородного металла. После термической обработки фарфоровых статуэток позолота приобретала характерный блеск, который сохраняется с течением времени. Для создания матовой позолоты поверхность керамики обрабатывается стекловолокном.
Рождение фарфоровых шедевров: основные этапы
Советские мастера, создавая статуэтки из элегантного и хрупкого материала, соблюдал определенную последовательность действий:
— На листе бумаги формируются наброски будущей фигурки, в которых угадывается определенная геометрия форм. На базе зарисовок изготавливается гипсовая форма, которая воспроизводит контур будущей статуэтки. Гипсовая модель имеет специальные разъемы, которые упрощают освобождение готового изделия из формы для литья. В гипс наливалась керамическая масса, приготовленная из каолина, воды и иных необходимых компонентов.
— Фигурка, полученная при помощи гипсовой формы, отправляется в камерную печь для обжига, который поможет ей приобрести традиционную твердую форму. После завершения процесса термической обработки советский фарфор подвергался художественной росписи.
— Чаще всего роспись статуэток производилась кистью или пером. Для удобства работы фигурку помещали на вращающуюся головку, которая упрощала процесс нанесения мазков.
— После нанесения росписи миниатюрные скульптуры погружались в подглазурь и подвергались вторичному обжигу, необходимому для сохранения красочной цветовой палитры изделия.
Декоративные фарфоровые статуэтки рождались на базе необычного противоречия между «властными» запретами и творческим началом талантливых живописцев. Многие мастера этого периода пытаются создавать композиции — метафоры, которые интегрируют в себе элементы утилитарности и декоративности одновременно.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев