Успенский собор Московского Кремля. Открытка.
К марту 1918 г. вокруг Петрограда сложилась угрожающая военно-политическая обстановка. В этих условиях был разработан секретный план переезда cоветского правительства в Москву. Вечером 11 марта в обстоятельствах строгой конспирации В.И. Ленин вместе с ближайшими соратниками покидает Смольный... и правительственный поезд №4001 увозит их в Москву.
Естественным и единственным местом размещения правительства мог быть только Московский Кремль. Ленин по приезде в Москву после небольшого отдыха в гостинице "Националь", где ему предстояло прожить несколько дней, вечером 12 марта в сопровождении В.Д. Бонч-Бруевича отправился в Кремль на автомобиле через Троицкие ворота. Ильич проявил искренний интерес к кремлевской истории: стены, башни, памятники, площади, храмы, монастыри... В свои неполные 50 лет у него еще не было возможности побывать в Кремле.
В первые месяцы жизнь новых кремлевских обитателей - чиновников центральных советских учреждений и лиц, их обслуживавших, обустраивалась на фоне, казавшемся им анахронизмом - неспешной церковно-религиозной жизни. На тот момент в Кремле действовали несколько десятков соборов, храмов, монастырей, церковных учреждений. Обычным делом были церковный звон, крестные ходы и процессии, монахи и монашки, снующие по своим делам вдоль правительственных учреждений, толпы богомольцев, устремлявшихся на церковные службы. Не забудем про десятки священников и иерархов, которые жили в церковных домах и гостиницах.
Идиллия не могла продолжаться вечно: интересы безопасности правительства и потребности Церкви сталкивались. Со второй половины 1918 г., особенно после резкого антисоветского послания патриарха Тихона Совнаркому к первой годовщине Октября, меры ограничения церковной жизни в Кремле ужесточаются: церковные люди десятками выселяются, закрывается часть храмов и монастырей, сокращается число разрешений на проведение публичных богослужений, национализируется церковное имущество. В итоге, у большевиков победило мнение, что в виду сосредоточения в Кремле всех высших учреждений советской власти храмы надо закрыть как культовые здания и превратить их в музеи церковной старины.
Но бороться с главными православными праздниками власти не рисковали. Приходилось находить некий компромисс со сложившейся традицией. Документы о пасхальных торжествах в Кремле, отложившиеся в фондах РГАСПИ и ГА РФ, рассказывают об этой малоизвестной странице ранней советской истории.
Ленинская льгота
В 1919 г. Пасха выпала на 20 апреля. Власть понимала, что вопрос об открытии кремлевских соборов непременно возникнет. Патриарх Тихон находился под домашним арестом, как и многие другие иерархи, "застрявшие" в Москве. Немалое число московского духовенства томилось в тюрьмах, ожидая следствия и суда.
5 апреля 1919 г. Ленин знакомится с поступившей почтой. Его внимание привлекло заявление Главного устроительного совета христианско-социалистической рабоче-крестьянской партии (ХСРП), только созданной и желавшей о себе заявить. В нем содержались две просьбы : первая - открыть на Пасху, 19-23 апреля, Успенский собор и другие кремлевские церкви, разрешив свободный доступ в Кремль богомольцам; вторая - разрешить на Лобном месте на Красной площади отслужить панихиду по "павшим борцам за свободу".
Как поступить? Если с кем-то Ленин и советовался по "религиозным делам", то это был только Бонч-Бруевич - ходатай за церкви, духовенство и верующих в бытность свою управляющим делами Совнаркома. Его позиция в отличие от взглядов Троцкого, Сталина, Дзержинского, Курского, Ярославского, Красикова и других "воинствующих безбожников" отличалась мягкостью и стремлением искать компромисс. Владимир Дмитриевич дал совет: держаться опыта 1918 г., когда Совнарком давал разрешение на пасхальные службы в кремлевских храмах, в том числе, с участием патриарха Тихона. Если сегодня с инициативой выступает новая партия, то она и должна получить право на организацию служб и обеспечение порядка в пасхальные дни.
Юридически значимое решение, позволяющее "открыть Кремль", мог принять только Президиум ВЦИК. Положительная резолюция Ленина была направлена наркому юстиции Д.И. Курскому, а тот 8 апреля передал заявление председателя ХСРП Ф.И. Жилкина начальнику "ликвидационного отдела" Наркомюста П. А. Красикову. В тот же день Красиков представил наркому докладную записку, которую Курский подписал и отправил в Президиум ВЦИК. Нарком не был против ленинского "дать льготу", но категорически возразил против "панихиды по всем жертвам Октябрьской революции".
11 апреля Президиум ВЦИК рассмотрел заявление ХСРП и принял решение: "Принципиально согласиться об открытии Кремля на 3 дня и предложить коменданту Кремля принять на себя всю охрану и порядок. По вопросу о панихиде согласиться с мнением Наркомата юстиции".
Опасения комиссии по реставрации памятников
Кроме Наркомюста свои предложения относительно возможности или невозможности открытия кремлевских соборов на Пасху представляли другие структуры, в частности, Комиссия по реставрации памятников старины. В своей служебной записке она категорически возражала против открытия Успенского собора, но если собор откроют, то выставляла длинный перечень неотложных мер, дабы сохранить в целости и сохранности и здание, и хранящиеся в нем историко-художественные ценности.
16 апреля члены Президиума ВЦИК (М.И. Калинин, В.А. Аванесов, А.С. Енукидзе, Л.Б. Каменев, А.И. Рыков, Л.П. Серебряков, И.В. Сталин) признали соображения комиссии "несущественными" и постановили: "собор открыть".
Таким образом, все препятствия к проведению пасхальных богослужений в Кремле были устранены, и обе стороны - власть и верующие - готовились к торжеству.
Пророчество Ильича
В канун Пасхи в адрес Ленина поступают просьбы об освобождении заключенных священников. Из Могилева верующие ходатайствуют за священника Троицкой церкви П. Бруевича. Ленин поручил ВЧК разобраться с ситуацией. Профессор Н. Д. Кузнецов, первый церковный правозащитник советской эпохи, обращается в Совнарком.
16 апреля Ленин председательствует на заседании Совета Обороны и подписывает постановление об установлении военного положения на некоторых участках Московско-Казанской железной дороги на время Страстной и Пасхальной недель, а также постановление об отпуске красноармейцам на первый и второй день Пасхи приварочного довольствия и сахара в полуторном размере.
18 апреля, в пятницу, около стен Успенского собора собрались представители церковных и государственных органов. Они должны были исполнить решение Президиума ВЦИК и открыть собор. Этот момент был зафиксирован в специальном акте.
На пасхальное богослужение 19 апреля собралось около тысячи человек, заполнивших Успенский храм и пространство при нем. Посмотреть на крестный ход пришли представители власти. По воспоминаниям, был среди них Ленин, который, увидев, как из собора выходили богомольцы с иконами, свечами, крестами и знаменами, недовольно воскликнул: "Пошли, пошли... Наверно, в последний раз пошли!".
Три пасхальных дня с посещением Кремля тысячами верующих пролетели быстро.
23 апреля представители ХСРП и Комиссии по приемке церковного имущества Кремля встретились у стен Успенского собора. На этот раз предстояло "закрыть" собор.
Настроение было оптимистичным, казалось, что удастся выстроить понятный и надежный порядок пользования верующими кремлевскими соборами и церквами.
В следующий раз возжечь свечу в Пасхальный праздник в Успенском соборе станет возможным в 1990-м...
Нет комментариев