Конечно, крупнейшим железнодорожным проектом в истории России была Транссибирская магистраль. На ней много знаменитых мостов: это и мост через Обь в Новосибирске, который дал начало городу; это мост через Амур в Хабаровске. Но, пожалуй, самым интересным с точки зрения инженерии является мост через Енисей в Красноярске. Его проект создал русский инженер Лавр Проскуряков - основатель московской школы мостостроения и кафедры мостов и тоннелей в Московском институте инженеров транспорта. На месте работу вел молодой московский инженер Евгений Кнорре, и вот именно он создал ряд очень остроумных решений для этого моста.
Мост необходимо было сдать к 1899 году, а начались работы в 1896 году. И надо принять во внимание, что Енисей - река очень бурная, с постоянными перепадами уровня воды, очень сложные грунтовые условия, постоянные бури, туман. Как провести строительство такого огромного моста, протяженностью около километра, в таких страшных условиях? Кнорре не нашел ничего лучшего, чем строить мост только в зимнее время, когда на реке устанавливается лед. Но если посчитать общую протяженность зимних сезонов за эти четыре года, это не так уж и много. И поэтому Кнорре приходит очень остроумная идея, которая была реализована им впервые в мире: он строит мост методом надвижки. В чем он заключается? В течение всего года, в том числе в летние месяцы, Кнорре строит на берегу огромные мостовые фермы длиной 150 метров и высотой 27 метров, как семиэтажный дом. А вот в зимнее время возводятся деревянные подмостки, по которым эти фермы просто накатываются на свои позиции. Больше всего это похоже на счеты: как перемещаются по счетам косточки, так и все мостовые фермы были надвинуты одна за другой на свои позиции.
Не менее остроумно Кнорре решил и строительство опор. Поскольку их нужно было строить в зимнее время, каким-то образом было необходимо достать до дна реки - закрытой льдом. Но все новое - это хорошо забытое старое. И на самом деле Кнорре применил технологию, которую искони использовали сибирские золотоискатели. В чем она заключается? Это технология так называемого вымораживания шахт. Во льду делается прорубь, чуть не доходя до воды, оставляя тоненький слой льда в качестве ее дна. Поскольку тоненький слой льда не может оставаться тонким, он тут же промораживается, но в глубь реки, и становится снова толстым. В нем снова делается прорубь, но опять - чуть не доходя до воды. И так далее и так далее, и в конечном счете получается ледяная шахта, ледяные стенки которой уходят до самого дна реки и препятствуют проникновению воды внутрь шахты.
Теперь необходимо было поставить на дно реки так называемый кессон. Кессон - это старая технология, применяемая для строительства мостов начиная еще с XVIII века; собственно, слово французское, технология французская, слово caisson переводится как «ящик». По сути, это перевернутый ящик, который ставится на дно реки, в него закачивается сжатый воздух, этот воздух выталкивает из грунта воду, и уже сухой грунт можно вырабатывать и подавать на поверхность. Потихонечку кессон заглубляется в грунт, и в конечном счете он и становится фундаментом для мостовой опоры. Таким образом, сочетание вымораживания шахт и технологии кессонов позволило Кнорре даже в зимнее время продолжать строительство опор для моста.
Мост через Енисей в Красноярске длиной около километра и с огромными фермами с пролетами по 150 метров впечатлял.
Но все-таки такие мосты более уместно строить где-нибудь за городом или на окраине тогдашних городов, потому что в центре города огромные ферменные конструкции все-таки захламляют, а отнюдь не украшают панораму.
Задачу строительства железнодорожного моста в городских условиях блестяще решил в начале ХХ века в Москве уже упомянутый инженер Лавр Проскуряков. В то время Москва стала крупнейшим железнодорожным узлом и торговым центром России. Сюда сходились девять радиальных железных дорог, здесь было наибольшее количество предприятий. Поэтому возникла необходимость создать круговую дорогу, которая соединяла бы все эти радиальные и выполняла бы одновременно промышленные, торговые, транспортные и военные задачи, потому что начиналось это строительство накануне Русско-японской войны и дорога требовалась для быстрой переброски войск. Эта дорога изначально называлась Московская окружная железная дорога. На тот момент она была, пожалуй, крупнейшей городской железной дорогой в Европе. Общая протяженность - 54 километра, 72 моста, 30 путепроводов, из них четыре крупных моста через Москву-реку. Два из них - это мосты-близнецы Андреевский и Краснолужский. Когда-то они находились на въезде и на выезде в Хамовники.
Нет комментариев