Фигура Николая Константиновича Рериха (1874 – 1947) — самобытного художника и мыслителя-гуманиста — привлекала внимание широкой общественности уже с начала ХХ века. Многие художники, среди которых Александр Головин, Борис Кустодиев, Дмитрий Стеллецкий, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Исаму Ногучи, Глеб Дерюжинский, проявляли особый интерес к личности Николая Рериха и создали ряд портретных образов знаменитого художника. Но важнейший вклад в дело создания галереи портретов Николая Рериха принадлежит его сыну — Святославу Рериху.
С.Н. Рерих (1904 – 1993) — художник, просветитель, деятель культуры, сын Е.И. и Н.К. Рерихов. На протяжении всей своей плодотворной творческой жизни он уделял в живописи особое внимание жанру портрета и изобразил целую плеяду исторических деятелей — Джавахарлала Неру, Индиру Ганди, Сарвапалли Радхакришнана и Рабиндраната Тагора. Однако особо следует выделить уникальную серию портретов Николая Константиновича Рериха. Святослав Рерих глубоко ценил творческую взаимосвязь с отцом и считал его учителем жизни.
Известно свыше 50 живописных и графических портретов Николая Рериха, исполненных в различных техниках. В течение 30 лет Святослав Николаевич последовательно развивал своё художественное повествование и запечатлел Н.К. Рериха на важных этапах его творческого пути. Современники называли эти портреты «эпической данью великого сына великому отцу», и это действительно феномен: сын-художник сотворил многоликий образ своего отца-художника. Вполне возможно, что в истории искусства мы не найдём более значительного примера сыновнего почитания. (...)
Портреты Николая Рериха кисти Святослава Рериха находятся в музейных собраниях разных стран мира, но, если поставить их все в один ряд, в них действительно предстанет удивительная летопись великих событий на пути мастера.
Первые портреты отца исполнены Святославом в 1918, 1923 и 1924 годах в графике. Несмотря на то что в начале 1920-х он уже довольно успешно применяет цвет, эти портреты лишены его вовсе. Вероятно, автор намеренно до поры избегал колористического решения. Монохромные портреты более удобны для книжной печати и были использованы во многих изданиях, посвящённых жизни и творчеству русского художника.
Уже в юности Святослав Рерих избрал портретный жанр как основу для своего художественного творчества. В одном из его писем к П.Ф. Беликову читаем: «...истоки моего искусства неразделимо связаны с Н[иколаем] К[онстантиновичем]. Он всегда поощрял то, что, ему казалось, привлекало меня. Меня всегда как-то привлекал портрет человека. С самых ранних лет я любил портрет...»2 Портрет не только передаёт индивидуальные черты человека, но и выражает уникальность художественной личности автора. В ходе работы художник вживается в облик портретируемого, благодаря чему постигает его духовную сущность.
Первый, самый ранний из известных «Портрет Николая Рериха» исполнен углем на фанере в 1918 году, когда вся семья жила в Сердоболе (Финляндия). Святославу Рериху тогда исполнилось всего 14 лет. Интересно, что ещё один портрет отца одновременно был сделан старшим братом Святослава, Юрием, в схожей технике. Братья будто соревновались, кто лучше выполнит портрет. Вероятно, оба рисунка созданы под впечатлением от картины художника-авангардиста Бориса Григорьева, который в 1917 году написал Николая Рериха в характерном для себя стиле. В состязании начинающих художников Святослав Рерих явно преуспел. Его портрет более удался, выявив художественные способности Святослава уже в раннем возрасте.
Портреты 1923 и 1924 годов нарисованы в Нью-Йорке. Один из них экспонировался тогда в первом Музее Николая Рериха, но в настоящее время местонахождение его неизвестно. Второй находится в Риге, в Латвийском Национальном художественном музее. На творческий поиск молодого художника в рисунке оказали влияние мастера русского авангарда. Невольно возникает сравнение с манерой Александра Яковлева, который в те годы был популярен и талант которого высоко чтил сам Николай Рерих. Вполне возможно, что его графическая техника могла повлиять на творческий метод Святослава Рериха. Заметно, как чёткое кубистическое гранение в рисунках 1918 и 1923 годов со временем сменяет мягкая светотеневая моделировка портрета 1924 года. Мы видим Николая Константиновича погружённым в размышления о судьбах человечества. «И задумался глубоко, что-то прозревая... Хочется тишины, чтобы ни единый звук, ни шорох не нарушил этой глубокой человеческой мысли», — писал Леонид Андреев в статье «Держава Рериха»3.
В 1928 году Святослав Рерих отправляется в Дарджилинг (Индия), где присоединяется к семье, возвратившейся из Центрально-Азиатской экспедиции (1923 – 1928). Н.К. Рерих создаёт в долине Кулу Гималайский институт научных исследований «Урусвати», и Святослав вместе с братом Юрием принимает в этом деле самое активное участие.
В 1931 – 1933 годах он совершает этнографические и ботанические экспедиции в Гималаях и Малом Тибете.
В период с 1928 по 1933 год Святослав Рерих создаёт ряд репрезентативных портретов, наполненных сакральной символикой. По общему стилю и мастерству исполнения они значительно отличаются от портретов предыдущих лет. Николай Рерих предстаёт на них в изысканном восточном одеянии, словно владыка нового царства. Характерной чертой портретов являются яркий колорит и обилие смысловых декоративных элементов. В этих произведениях Святослава Николаевича проявился своеобразный синтез западного и восточного искусства, присущий его дарованию. Портреты 1928 и 1933 годов отмечают самый насыщенный период творческой активности всей семьи Рерихов, и в частности Николая Константиновича. Успешно завершён грандиозный проект, открывший миру новый, отличный от прежнего образ Востока. Николай Рерих теперь не только выдающийся художник и деятель культуры, но и всемирно известный путешественник.
Широко известен написанный в Дарджилинге в 1928 году портрет Николая Рериха, держащего в руках ларец. Святослав Рерих унаследовал от отца не только живописную технику, но и особую тягу к мифотворчеству. Художник создал яркий образ, запечатлел момент обладания легендарным сокровищем, тем чудом, что ведомо лишь избранным. Облик Рериха, облачённого в восточные шёлковые одежды, будто излучает свет, лицо его обращено к старинному ларцу, пурпурный декор, словно корона или нимб, окружает его голову. Таинственный ларец покрыт тканью с вышитой монограммой «IHS»4. Этот портрет отразил новый этап в жизни Николая Рериха, в нём декларируются духовные ценности и идеалы, символически выражен тот «высокий путь», по которому ему суждено пройти.
В том же году исполнен второй портрет Николая Рериха в тибетских одеждах, на котором художник изображён на фоне четырёх фигур, шествующих со священными дарами. Наполненный внутренним сиянием, Рерих смотрит на зрителя, взгляд его будто проходит сквозь нас. Безусловно, можно по-разному трактовать смысл этого портрета, но сюжет фона имеет явно сакральное значение — ритуальное шествие фигур в длинных одеяниях. В вихре фиолетовых лучей плавной поступью они следуют с востока на запад. В их руках священные дары — книга, лампада, ларец и меч. Святослав Рерих умело создаёт колористические трактовки фресок, увиденных им во время прежних путешествий по Индии и Сиккиму в 1923 – 1924 годах. Но, вполне возможно, это — эффектная стилизация под настенную роспись, гармонично вписанная в общую композицию
портрета.
В те годы Святослав Рерих начинает собирать коллекцию произведений буддийского искусства и очень активно интересуется местным фольклором. Несомненно, во время путешествия непосредственное знакомство с культурой Азии обогатило его внутренний мир. Для портретов 1928 года характерны мастерство в передаче сходства с портретируемым, яркая декоративность, насыщенность чистого цвета темперы. Будучи молодым художником, Святослав Николаевич вскоре получает признание в США как «мастер восточной фрески» и становится настоящим маэстро в жанре портрета. Портреты 1933 года поистине можно назвать выдающимися. Один из них, главный в этой серии, изображает Николая Рериха сидящим перед грандиозным сооружением — тибетским дворцом Потала. Как известно, после легендарной Центрально-Азиатской экспедиции Николай Рерих описал в своих статьях реальное положение в Тибете. Побывав там, он воочию столкнулся с удручающей действительностью, падением духовных идеалов, искажением заветов Благословенного Будды.
В описываемом парадном портрете Святослав Рерих развивает тему божественной власти художника — его превосходство над недостойными проявлениями человеческой сущности, победу над темнотой, торжество красоты — науки и искусства. Особенной чёткостью линий архитектурного вида Поталы художник явно демонстрирует навыки построения перспективы. При этом следует отметить, что вид на дворец сверху можно запечатлеть лишь с высоты полёта. В верхнем правом углу картины изображена двойная ваджра, ритуальный предмет, распространённый в Индии и Тибете5. У буддистов он называется «дордже» и символизирует всепобеждающую силу учения Будды. С помощью ваджры изгонялись демоны и рассеивался мрак, она использовалась в качестве атрибута при изображении многих бодхисаттв. Рядом с ней видна ступа, монументальное сооружение для хранения реликвий, совершенной архитектурной формы, выражающей идею чистой природы ума — Просветления Будды.
Знание местных сказаний, постоянное исследование древних манускриптов, практическое изучение живописной традиции Востока и Запада — всё это вносит уникальное, особое содержание в творчество Святослава Рериха и помогает рождению выдающихся произведений искусства. «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» (1933) поистине является настоящим шедевром Святослава Рериха и, вероятно, самым известным изображением мастера. Эта картина может по праву считаться исключительным достижением в области портретной живописи ХХ века. Следует при этом напомнить, что художник написал её в возрасте 29 лет.
На другом портрете 1933 года Николай Рерих изображён в полный рост в образе Вестника Новой Эры. Его фигура выражает уверенность и стремление к действию. В ней явно видна особая мощь воина. Герой готов мужественно преодолеть все препятствия на своём пути. Живопись близка к монохромной, шёлк тибетских одежд выполнен в золотисто-приглушённых тонах, и только камень перстня горит зелёным огнём. В верхней правой части картины — знак триединства, под ним надпись на монгольском языке «Знамя Мира». По размеру и композиции это единственный монументальный образ подобного рода.
Как и многие художники ХХ века, Святослав Рерих использует фотографии в своей работе над картинами. В архиве Музея Николая Рериха в Нью-Йорке хранятся фотоснимки, которые свидетельствуют о творческом поиске Святослава Николаевича. Он создаёт композицию портрета и тотчас фиксирует её на фотоплёнку. Ряд фотопортретов Николая Рериха заслуживает особого внимания, фактически они являются чёрно-белыми прототипами для оригинальных живописных произведений (например, фотографии Н.К. Рериха с кристаллом, Гуга Чоханом и другие). Подобный новаторский метод работы, несомненно, был удобен художнику, особенно когда отец отсутствовал или был занят делами.
При этом Святослав Рерих всегда следует традиции, он делает эскизы в монохромном и цветовом исполнении с целью фиксации идеи и проработки деталей картины. Некоторые из этих рисунков стали самоценными, законченными произведениями графики. Но большая их часть демонстрирует предварительный этап написания портретов, многие из которых остались нереализованными, как, например, эскиз к «Молению о Чаше» или «Портрет Николая Рериха в окружении аллегорических фигур» (1940-е годы).
В портретах Николая Рериха, созданных Святославом Рерихом с 1932 по 1936 год, предстаёт образ создателя «Пакта Мира» и провидца грядущего. В двух портретах этого периода существенно меняются авторская техника и общий колорит. Художник обращается к традиции голландской живописи XVII века. В картинах преобладает чёрный цвет. Былая яркость темперы резко сменяется сдержанной тёмно-коричневой и бордовой палитрой масляных красок. Оба портрета схожи фронтальной композицией и наличием символики. В одном из них возникает совершенно неожиданный образ «схимника». Николай Рерих изображён стоящим, облачённым в чёрную накидку. Именно здесь Святослав Рерих впервые применяет особый художественный приём выявления лица из глубины тёмного фона. Автор намеренно скрывает детали, он избегает изображения рук, нет прежней декоративности фона, только смиренная фигура, аскетичный лик и символы. В этой картине, написанной на дереве, нет ничего лишнего, как в древнерусской иконе. Произведение не имеет точной датировки, но вполне возможно, что оно было создано в 1932 году и может рассматриваться как ранний вариант известного «Портрета Николая Рериха» 1936 года. Об этом свидетельствуют фронтальная композиция и цветовая гамма, а также важные детали — символ Знамени Мира и герб рода Рерихов6.
Как известно, в 1935 году в Вашингтоне в присутствии американского президента Франклина Рузвельта был подписан Пакт Рериха. Целью Пакта стала защита произведений искусства и архитектуры, библиотек и музеев в период военных конфликтов и в мирное время. Позднее это соглашение легло в основу Гаагской конвенции 1954 года и стало фундаментом для выработки соответствующих документов в будущем. Святослав Рерих принимал самое активное участие в деле продвижения Пакта и, несомненно, стремился утвердить его значение в искусстве.
В одном из писем 1935 года к Френсис Грант художник выражает стремление снова запечатлеть образ Н.К. Рериха на холсте: «Когда Отец вернётся сюда [в Индию], я напишу несколько его портретов в "традиционной" манере. Когда-нибудь они пригодятся как портреты создателя "Пакта Мира"»7.
«Портрет профессора Николая Рериха с фамильным гербом и символом Знамени Мира» (1936) был написан специально для Общества Рериха в Брюгге (Бельгия). По примеру мастеров эпохи Возрождения художник вводит надпись на латинском языке, увековечив тем заслуги учёного в области культуры, будто выбив на камне. Она гласит: «Nicolaus de Roerich vir Excelsus Pictor Illustrissimus Jurisove Peritus Pacti Roerich ac Pacis Labari Fundator Initium — A.D. 1903 Consummatio — A.D. 1935»8. Латинский язык выбран не случайно,
а с целью утверждения имени Николая Рериха в веках. Фамилия Рерих написана с приставкой «де», которая во Франции означает дворянское происхождение. При этом следует принять во внимание, что в первой половине ХХ века наследственный титул по-прежнему имел значение. Указание на образование, важные заслуги и древние истоки рода Рерихов являлось основой концепции этого произведения. Во многом создание этого портрета было связано с надеждами на выдвижение мастера в кандидаты на получение Нобелевской премии как знака широкого признания роли создателя Пакта Рериха.
Вскоре после переломного периода, насыщенного важнейшими событиями в общественной деятельности семьи Рерихов в США, в 1937 году создаётся «классический образ» великого мастера гор. Этот год был особенно плодотворным для Святослава Рериха — им написан ряд замечательных портретов.
В знаменитом портрете профессора Николая Рериха с Гуга Чоханом (1937) запечатлён великий живописец с мировым именем, воспевший в многочисленных картинах Гималаи. Обращаясь к этому портрету, следует сказать несколько слов о древнем изваянии Гуга Чохана, которое находилось в имении Рерихов в Наггаре (Индия). Это мифический образ древнего индийского князя из долины Кулу. В Раджастане было широко распространено его скульптурное изображение. В 1931 году Николай Рерих написал ряд картин, посвящённых Гуга Чохану. На одной из них на фоне великолепного гималайского пейзажа и цветущих деревьев вырисовывается этот памятник легендарному народному герою. Его образ в портрете кисти С.Н. Рериха объединён с образом Николая Константиновича. В символическом слиянии происходит развитие легенды, восприятие которой естественно для восточного человека. Семья Рерихов долгое время жила в «Долине богов», изучала местную культуру, относилась с глубоким уважением к народным традициям. Как известно, жители долины Кулу почитали семью Рерихов как святых людей и в бедах обращались к ним за помощью.
https://rossasia.sibro.ru/voshod/article/51167
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев