ПОСЛЕКЛАССИЧЕСКОЕ РОНДО (Эпоха романтизма, русская музыка XIX века, современная).
Третий этап развития рондо - эпоха свободного рондо XIX и XX веков.
1.теперь оно отличается очень разнообразным применением - может использоваться более традиционно – как финал цикла, или более свободно, как самостоятельная миниатюра (некоторые ноктюрны Ф.Шопена – как превращение медленной части цикла в самостоятельную пьесу), как самостоятельная вокальная пьеса (А.П.Бородин «Море»), по принципу рондо могут строиться очень крупные конструкции (Интродукция из «Руслана и Людмилы» М.И.Глинки);
2.меняется и образное содержание рондо - это может быть экстатическая музыка (музыка разума и духа) («Поганый пляс Кащеева царства» из «Жар-птицы», финал «Весны священной» И.Стравинского), драматическая и трагическая (С.И.Танеев. Романс «Менуэт»);
3.рондо может иметь любое количество частей, но не меньше пяти;
4.рефрен может проводиться в разных тональностях (что иногда встречалось уже у венских классиков);
5.нарушается регулярность следования частей (2 эпизода подряд).
************************************************************************************
РОНДО В ВОКАЛЬНОМ ЖАНРЕ
Форма Рондо проникает в вокальные жанры. Рондо разных структур было излюбленным у русских композиторов эпического направления, его применяли в многочисленных оперных сценах, в вокальной музыке: романсах, ариях, сольных и ансамблевых номерах (М.И.Глинка - Рондо Фарлафа из оперы
« Руслан и Людмила », А.С.Даргомыжский - Романсы: «Ночной зефир», «Песня рыбки», «Свадьба», П.И.Чайковский - 4-я симфония, финал).
Пример:
Романс «Спящая княжна» А.П. Бородин (1867)
А.П.Бородин в конце 60-х годов создаёт бесценные жемчужины вокальной музыки песни и романсы народно-эпического или сказочного характера, раскрывает могучие образы русской народной поэзии.
В этом романсе сопоставляются образы спящей девушки, злых фантастических существ и богатыря - освободителя. Современники представляли в образе княжны образ России, скованной враждебными силами и ждавшей, когда «час ударит пробужденья».
В романсе заметны черты романтизма - нового стиля в искусстве того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает образы произведения. Рефрен - спящая княжна, эпизоды - фантастические силы и богатырь - освободитель. Произведение начинается и заканчивается главной темой (рефреном). В связи с содержанием слова возникают темповые контрасты, в «Спящей княжне» главная тема — в более медленном темпе, а эпизоды, связанные с «богатырем могучим» (оба — на одной теме, в разных гармонизациях), — в более быстром.
Нет комментариев