в БОГОРОДИЦКЕ, в имении графов Бобринских, благодаря его управляющему, известному учёному-энциклопедисту Андрею Тимофеевичу Болотову (1738—1833), был создан первый в России детский театр. Первая постановка по пьесе М. М. Хераскова «Безбожник» состоялась 24 ноября 1779 г. (по новому стилю 5 декабря 1779 г.) в одном из залов Богородицкого дворца.
Первый в России детский театр был создан в 1779 г. в г. Богородицке, Тульской губернии, в имении графов Бобринских, управляющим, известным ученым-энциклопедистом Андреем Тимофеевичем Болотовым (1738 - 1833)
Идея создать детский театр возникла 7 октября 1779 г., во время празднования 41 дня рождения Болотова. 24 ноября 1779 г. (по новому стилю 5 декабря 1779 г.) в одном из залов дворца состоялась первая постановка театра по пьесе М.М. Хераскова «Безбожник». Актёрами стали жившие в усадьбе дети, в том числе сын А.Т. Болотова Павел. В XVIII веке репертуара для детского театра ещё не существовало. Первую пьесу Андрей Тимофеевич сам написал за два дня
При написании пьес Болотов во многом ориентировался на богородицкую усадьбу и местные провинциальные поместья. В «Честохвале» оно расположено неподалеку от достаточно крупного города, куда герои ездят в оперу (не называется, но угадывается Тула, куда те же Болотовы выезжали в театр). Ближайшие города — Калуга и Орел, немногим далее Воронеж. В городе бывают приезжие из Киева (действие 2, явление 1).
Театр приобрел большую популярность. Зрителей стало гораздо больше, чем могла вместить комната,заменяющая зал. Болотов переводит театр в более просторное помещение в одном из дворцовых флигелей и оборудует сцену и зрительный зал. Здесь было все, что положено в таких случаях: поднимающийся занавес, суфлерская будка, специальное сценическое освещение, партер. Двойные кулисы позволяли мгновенно менять декорации, нарисованные при участии самого А.Т. Болотова, который был неплохим художником. В дни летней Казанской ярмарки на представлениях театра было более 200 зрителей.
Точных сведений о репертуаре труппы не сохранилось. Известно, что в богородицком домашнем театре ставились последние сочинения модных авторов того времени : «Три брата совместники» и «Рогоносец по воображению» А.П. Сумарокова, «Угадай, не скажу» М.И. Попова, «Новоприезжие» Леграна (эта пьеса игралась на открытии Московского университета). Был в театре свой оркестр и «пастушечий балетец», организованный при помощи француза-учителя.
Из записок самого Андрея Тимофеевича стало известно о постановке пьесы «Необитаемый остров», для которой под руководством Болотова изготовили декорацию леса. Задний занавес представлял море. По ходу действия на глазах удивленных зрителей по морю приплывал корабль, из которого на остров сходили матросы.
Была у Болотова и третья пьеса «Награжденная добродетель» (1781 г.), которую автор считал лучшим своим творением. Главную роль Приезжего в которой собирался исполнять сам Болотов, но сведений о ее постановке и о том, где может находиться ее рукопись, нет.
Болотовский театр просуществовал всего около двух лет. Официальный предлог прекращения театральной деятельности, связанный с тем, что дети слишком увлеклись сценой и забросили другие занятия, стал причиной придирок к А.Т. Болотову молодого князя С.С. Гагарина, назначенного новым куратором имения. Через некоторое время А.Т. Болотов покинул Богородицк.
В декабре 1987 г. в г. Богородицке появился новый театральный коллектив, известный сегодня как Богородицкий муниципальный домашний театр «У Гаши». Театр возник на базе «Библиотеки искусств», расположившейся в одном из особняков старинного парка усадьбы графов Бобринских. Первые десять лет постановки шли в овальном зале Дворца-музея, где в XVIII веке шли спектакли театра Болотова. Театр «У Гаши» не является прямым наследником театра Болотова, но по своей сути он во многом повторяет и продолжает традиции болотовского театра.
Оба театра играют в одних и тех же стенах Богородицкого Дворца-музея. Оба театра домашние, семейные, где вместе с родителями играют их дети. Точно так же один из актеров пишет пьесы, исходя из состава и возможностей труппы. Как и Болотов, современный театр активно вводит в спектакли музыкальные номера, из соображений экономии приспосабливает и переделывает одни и те же костюмы и декорации под разные спектакли. Именно поэтому театр «У Гаши», во многом продолжающий традиции русских домашних театров XVIII – XIX века, прежде всего театра А.Т. Болотова, получил наименование «домашний».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев