1. Когда жители конкретной территории готовы к созданию общины?
Чаще всего – это:
А) наличие серьезной общей проблемы, что подталкивает к социализации каждого жителя. Лучший пример - экологически разрушительная добыча титана или сланцевого газа, вседозволенность и системное нарушение законодательства местной милицией или органами местного самоуправления;
Б) существование сети коллективной самозащиты в среде предпринимателей, фермеров или других групп относительно независимых в своих источниках доходов или наличие свободных профсоюзов
В) существования местных лидеров или местных элит, которые хотят перемен, совершают действия в направлении изменений и к мнению которых местные жители постоянно прислушиваются: директор школы и учителя, директор музея (хороший пример - села Холодного Яра) и соответствующая общественная организация просветительского типа и т.д., которых можно склонить к совместной роботе.
Когда жители территории становятся общиной фактически?
Когда они по Конституции Украины понимают, что их объединяет не только совместное проживание на конкретной территории, но и общая собственность, они чувствуют ответственность и делают соответствующие действия.
2. Зачем создавать общину?
Соответствующей ст. 140 Конституции Украины определено, что местное самоуправление является правом территориальной громады - жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка и города - самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины.
Согласно статье 143 Конституции Украины территориальные общины села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности;
... Устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с законом; обеспечивают проведение местных референдумов и реализацию их результатов;
создают, реорганизуют и ликвидируют коммунальные предприятия, организации и учреждения, а также осуществляют контроль за их деятельностью;
решают другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции.
Как виртуальное образование может чем то управлять или то создавать?
Согласно ст. №169 Гражданского кодекса Украины территориальные общины ... могут создавать юридические лица публичного права (коммунальные предприятия, учебные заведения и т.п.) в случаях и в порядке, установленных Конституцией Украины и законом;
могут создавать юридические лица частного права (предпринимательские общества и т.п.), принимать участие в их деятельности на общих основаниях, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 327 Гражданского кодекса Украины: в коммунальной собственности находится имущество, в том числе денежные средства, принадлежащие территориальной общине;
управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная община и образованные ею органы местного самоуправления.
Как виртуальное образование может чем обладать?
После принятия Конституции Украины согласно 142 статье все движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, земля, природные ресурсы должны быть переданы территориальным общинам. А государство должно участвовать в формировании доходов местного самоуправления, финансово поддерживать местное самоуправление. Аналогично по Земельному кодексу и Лесным кодексом община должна была стать владельцем коммунального имущества, в частности лесов и земли. Однако, начиная с 1996 года, ни одна избранная Верховная Рада и ни одна партия и не собиралась установить конституционный порядок и выполнить требования Конституции.
Почему территориальная община может получить статус юридического лица?
Почему это необходимо?
"Введение в правовой оборот территориальной общины как субъекта права требует наделения ее такими чертами, которые бы дали возможность общественности вступать в конкретные правоотношения как активной, действенной лице, носителя субъективных прав и обязанностей. Такие черты в совокупности составляют правосубъектность территориальной общины . Правоспособность определяется, как абстрактная способность субъекта права иметь юридические права и нести юридические обязанности. В Украине в частности определяется первоочередное право со стороны территориальной общины как главного субъекта местного самоуправления. Дееспособностью называется, признаная нормами объективного права способность субъекта самостоятельно, своими сознательными действиями осуществлять юридические права и обязанности. Территориальная община - первичный коллективный субъект местного самоуправления, имеет право и реализует способность на самодеятельность путем реализации предоставленной компетенции по самостоятельному решению вопросов местного значения на основании собственной материально-финансовой базы, на самоорганизацию с помощью форм непосредственной и представительной демократии и на саморегулирование путем принятия локальных нормативно-правовых актов в пределах Конституции и законов Украины. Деликтоспособность - это способность субъекта права нести ответственность за свои противоправные поступки. Ответственность территориальной общины за степень реализации собственных интересов не ограничивается неблагоприятными последствиями в виде низкого уровня социальных благ. Юридическое значение в этом случае имеет то, что территориальная община в случае принятия необдуманных решений, неумения или пассивного поведения, неэффективного использования предоставленных средств лишена права требовать от государства обеспечения социальными благами и услугами.
Согласно статье 80 Гражданского кодекса Украины юридическое лицо наделяется гражданской правоспособностью и дееспособностью, может быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно статье 81 юридическое лицо может быть создано путем объединения лиц и (или) имущества.
Согласно статье 87 для создания юридического лица его участники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми участниками (учредителями). Еще одно объяснение, почему территориальная община должна получить статус юридического лица.
Согласно статье 316 ГК Украины право собственности является право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом.
Согласно статье 317 собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 2, ч. 2 участником гражданских правоотношений является территориальная община. Согласно ст. 327 ГК Украины территориальная община является собственником коммунального имущества. Поэтому в качестве владельца она может обладать этим своим правом лишь в качестве юридического лица.
В Чехии и Польше территориальные общины (обце, гмина) являются юридическими лицами публичного права. Общее собрание имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности. Решения общего собрания принимаются простым большинством. Порядок созыва общего собрания определяется в учредительных документах общины. Участники в количестве не менее 10% имеют право требовать созыва общего собрания.
3. Как создать общину?
А. Если возможно проведение общего собрания жителей села / города в количестве 50% + 1, на этом общем собрании должно быть принято решение: о создании общины, о принятии устава общества, об избрании руководящих органов общества. Статус и тип руководящих органов регламентируется малой конституцией общины - уставом. Взаимодействие с органом местного самоуправления определяется уставом.
Б. Если общее собрание жителей из-за значительного количества жителей или по причине удаленности окрестностей административно - территориальной единицы провести не удается, можно воспользоваться правом собрания общественных представителей. Каждый общественный представитель имеет подписной лист с паспортными данными и подписями жителей, делегировали ему свой голос для решения конкретных вопросов: создание общества, избрания руководящих органов общества и принятия устава общины. По другим вопросам общественный представитель имеет возобновлять свои полномочия. С другой стороны, избранный Комитет общественных представителей, как исполнительный орган общества может иметь делегированные полномочия в соответствии с уставом. Члены Комитета избираются на общем собрании общины. Комитет общественных представителей территориальной общины - это члены общины села, или другие лица, которые добровольно и на безвозмездной основе изъявили желание работать на благо общества, жертвовать на общественные нужды свое время, ум и труд и избранные на общем собрании общины большинством голосов. Возглавляет комитет общественных представителей территориальной общины Председатель территориальной общины или другая выбранная лицо.
В. Можно ли создавать общину с привлечением депутатского корпуса имеющегося (хотя и нелегитимного) органа местного самоуправления?
Депутаты являются такими же возможными общественными представителями, как и - другой член общины. Если депутаты соберут подписные листы с делегированными полномочиями, они могут выполнить функцию собрания общественных представителей по созданию территориальной общины и такая возможность предусмотрена Законом о местном самоуправлении. В Комитет общественных представителей уместно в такой ситуации стараться включить и граждан, не принадлежащих к депутатскому корпусу.
Г. Может сельский голова или мэр города быть союзником общественных активистов в создание территориальной общины?
Да. Территориальная община и ее полномочия являются лучшим аргументом для мэра, что защищает интересы общества. Если председатель или мэр хотят что -бы избежать контроля своих решений, они очевидно будут противодействовать созданию общины.
4. Кто может быть председателем территориальной общины?
Председателем территориальной общины может быть любой гражданин Украины, избранный общим собранием территориальной общины. Председатель общины имеет право выбирать себе заместителя и секретаря из членов комитета общественных представителей на его заседании. В случае необходимости Комитет общественных представителей может привлекать к работе экспертов нужной специализации или специальности.
5. Имущество территориальной общины.
Территориальной общине села принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, жилой фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания и другое имущество и имущественные права, движимое и недвижимое имущество, находящиеся в собственности территориальной общины, а также объекты их общей собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов. Право коммунальной собственности территориальной общины защищаются законом на уровне других субъектов. Объекты права коммунальной собственности не могут быть изъяты у территориальной общины и переданы другим субъектам права собственности без согласия непосредственно территориальной общины (ст.21 - Закона о местном самоуправлении, ст.60 п. 1,2 - Закона о местном самоуправлении) .
6. Хозяйственная деятельность территориальной общины.
Территориальная община заключает соглашения с предприятиями, физическими и юридическими лицами, которым может сдавать в аренду коммунальное имущество, находящееся в собственности территориальной общины;
получать благотворительную помощь и привлекать ее для решения проектов в интересах территориальной общины.
7. Утверждение устава территориальной общины органом местного самоуправления.
Дополнительного утверждения устав общества не требует. Одновременно для начала хозяйственной деятельности уже сейчас в условиях серьезного сопротивления регистрация устава после утверждения сельским, поселковым или городским советом возможна на основе Постановления Кабмина 1998 г. Согласно постановлению Кабинета министров от 27 июля 1998 года №1150 «Об утверждении Положения о государственной регистрации уставов территориальных общин» и соответствующим Положением регистрация уставов территориальных общин сел, поселков, городов осуществляется районными, районными (в случае образования) управлениями юстиции по заявлению установленного образца.
Для регистрации устава в орган, осуществляющий эту регистрацию, вместе с заявлением подаются: устав территориальной громады села, поселка, города; решение представительного органа местного самоуправления об утверждении устава; протокол пленарного заседания представительного органа местного самоуправления, на котором принято решение о регистрации устава; документ о внесении платы за регистрацию устава.
На данный момент утверждены сельскими советами уставы территориальных общин, принятые на общем собрании, сел Чайковка и Пилиповичи Житомирской области. Неправомерно отказано в утверждении устава территориальной общине села Руда Прибужановский сельским советом.
8. Может членом общины быть житель, не включенный в списки избирателей на конкретной территории?
Да, если он докажет, что является жителем на конкретной территории или владеет недвижимостью. Эти вопросы следует дополнительно раскрыть в уставе. В тоже время, с целью упрощения регистрации устав рекомендуется делать минимальным по размерам, с обязательным раскрытием вопросов собственности территориальной общины.
9. Кому принадлежит лес и земельные участки за пределами населенного пункта?
Согласно статье 80 Земельного кодекса Украины территориальные общины реализуют свое право собственности на землю непосредственно или через органы местного самоуправления.
Согласно статье 9 Лесного кодекса Украины право коммунальной собственности на леса реализуется территориальными общинами непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления.
У соответствии со статьей 327 Гражданского кодекса в коммунальной собственности находится имущество, в том числе денежные средства, которые принадлежат территориальной общине; управления имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальные община и образованные ею органы местного самоуправления.
Согласно ст. 117 Земельного кодекса Украины передача земельных участков из коммунальной собственности в государственную осуществляется по решению соответствующих органов местного самоуправления. Были такие решения в вашем конкретном случае?
10. Можно ли вернуть незаконно изъятые коммунальные земли в собственность общины?
Да, согласно ст. 152, ч. 3 Земельного кодекса после создания общества в качестве юридического лица (!): Защита прав граждан и юридических лиц (!) На земельные участки осуществляется путем ... восстановления состояния земельного участка, которое существовало до нарушения прав, и предупреждения совершения действий, нарушающих права или создающих опасность нарушения прав.
Согласно ст. 154 органы исполнительной власти и органы местного самоуправления без решения суда не имеют права вмешиваться в осуществление собственником полномочий по владению, пользованию и распоряжению собственником принадлежащей ему земельным участком. А собственником земли и леса есть ... территориальная община согласно Конституции Украины.
11. Органы местного самоуправления наделены правом лишь УПРАВЛЯТЬ имуществом, а не совершать юридические действия.
А теперь посмотрите на Польшу: почему там не появились олигархи и города имеют приличный европейский вид?
Там коммунальную собственность сдают только в аренду. На первые пять лет просто сдают за один злотый в месяц, пока арендатор не сделает ремонт используемого объекта. И лишь потом, когда арендатор наладит бизнес, он начинает платить установленную и оговоренную арендную плату.
12. Историческая справка. Судопроизводство в общине.
Высшим руководящим органом общины была копа, копный сход или вече. Первые два названия более употреблялись на востоке Украины, третья - в Карпатах и Прикарпатье. Когда в общине существовала обычная мирная жизнь без особых событий вроде обострения отношений с помещиком, стихийного бедствия, пожара, то сход, вече преимущественно собирали для решения очередных проблем общества или выборов новых функционеров. Иногда вече продолжалось несколько дней и становилось местом формирования общественного мнения, обмена опытом, личных деловых и дружеских знакомств. Вече рассматривало такие вопросы: выборы "должностных" лиц, распределение и перераспределение земельных участков между членами общины (хозяйственными дворами), определение земельных участков, должны были оставаться в общинной собственности для совместного общего пользования, предоставления отдельных участков помещику, другим гражданам или лицам, вопрос об аренде, определение земель под соответствующие севооборота, распределение или передачи другим пользователям тех участков, которые по разным причинам оказались без хозяев.
Отдельную группу составляли вопросы, связанные с финансовыми делами. Важной функцией сельской общины считалась забота о соблюдении всеми ее членами норм обычного права. За этим следили так называемые копни и волостные суды, в Карпатах и на Прикарпатье - сбору суды. Мелкие обычно-правовые или уголовные нарушения рассматривались присяжными, сотскими или десятниками. Известны древние пословицы: "Община - большой человек", "Община больше человек, чем господин", "Общество плюнет - войт утонет", но правдивым стало и пословица 'я: "как мужики к господину идут, то все ся хвалят, а как от господина - то молчат". Уездный староста, мировой посредник все чаще диктовали свою волю крестьянской общине, разрушали ее традиции, обычаи. Столыпинская аграрная реформа, направленная на создание условий для ускоренного развития капитализма в деревне через выделение крестьянских отрубов и хуторского землевладения, в перспективе неизбежно привела бы к разрушению крестьянской общины и ее обычных традиций. Источник: http://www.ebk.net.ua/Book/history/makarchuk_eu/part15/1502.htm Яркие примеры текущей работы общины.
А. Проведение совместной толоки общиной (Чайковка).
Б. Запрет экологически опасного строительства на своей территории (Чайковка, Борщив, Пилиповичи, Гуляйполе).
В. Возврат ставка в собственность громади (Чайківка).
Г. Возврат салов в собственность громади (Чайківка).
Д. Борьба за сады на территории брошенной воинской части и старого дворца в пользу громади (Руда).
Е. Восстановление системы осушения (Руда).
13. Может орган местного самоуправления передать права собственности на коммунальное имущество райгосадминистрации?
Согласно ст.26, ч. 31 к исключительной компетенции сельских советов относится принятие решений о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом (а не прав собственности !!!), которое относится к коммунальной собственности соответствующей территориальной общины, определение границ этих полномочий и условий их осуществления;
14. И где здесь земли за пределами населенного пункта ???
Согласно ст.6 Закона Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» земли за пределами населенного пункта, принадлежащих территориальной общине, к землям государственной собственности принадлежать не могут. Существует очень узкий спектр участков, на которые претендует государство. Законом от 6 сентября 2012 вообще растоптано Конституцию, поскольку сельские и городские советы вдруг вопреки Конституции получили право передавать земельные участки в собственность для всех нужд. А где же община - владелец при такой схеме? и где здесь Конституция Украины ??
15. В Положении «О собраниях граждан…» от 1993 года участниками являются жители, правомочное собрание с участием более половины жителей.
К компетенции собрания относится рассмотрение каких - либо вопросов, относящихся к местному самоуправлению, ВКЛЮЧАЯ ИЗБРАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ КОМИТЕТОВ И СОВЕТОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ, утверждения устава (Постановление ВР Украины от 17 декабря 1993 года).
Согласно ст.8 Собрание может созываться общественным комитетом. В случаях, когда проведение собрания связано с организационными трудностями, могут созываться собрания представителей. Решение собрания к сведению граждан доводится не позднее, в течение 7 дней. Собрание может открыть и руководитель соответствующего органа самоорганизации граждан. По результатам собрания составляется протокол, который подписывается председателем и секретарем собрания. До протокола собрания прилагаются материалы регистрации, а также решение о делегировании представителей.
16. Согласно Закона Украины о доступе к публичной информации: Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, публикуются ими не позднее чем за 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия. Это нужно учитывать при утверждении уставов органами местного самоуправления, если обществом принято решение о целесообразности утверждения.
17. Территория Польши целом поделена на 2479 гмин, 1576 - сельские, 597 - смешанного типа, 306 - городские. Органом, который создает новые гмины, является Совет Министров. Ранее достаточными были общественные слушания и мнение совета гмины, при необходимости - советов уездов и воеводств. От 16 июня (подписание соответствующего закона президентом) инициативой создания, объединения, разделения и ликвидации обладают жители через референдум. Результаты референдума является основанием для распоряжения Совета Министров. Если налоговые доходы на одного жителя ниже самых низких, или гмина меньше наименьшей, исходя из количества жителей, референдум не проводится. Но до проведения выборов представительские функции выполняет уполномоченный определенный Президентом Совета Министров. Изменения вступили в силу с 14 июля п. Р.Виходячы с польского опыта уместно в Уставе города предусмотреть разные уровни и технологии решения вопросов на местном референдуме. Согласно польским опытом 10% - инициатива, 30% - обязательная явка.
В Швеции с 1997 года действует закон «О референдуме в коммунах», согласно Закону о местном самоуправлении имеет место четкое разграничение полномочий между коммунами и ландстигамы. Губернаторы Швеции имеют лишь ограниченный контроль за законностью деятельности местного самоуправления в области использования, поступающих из государственного бюджета, контроль за деятельностью милиции, они являются советниками по вопросам обороны и представляют общегосударственные интересы. Институт права меньшинства: треть совета уполномоченных Кунти может отложить решение большинства или отправить его на референдум. Действует квазисудебный процедура: каждый член общины - Кунти может опротестовать решение, если оно по его мнению нарушает его права. В Финляндии губернаторов вообще нет. Финны наизнанку глав администраций. Муниципальное управление возглавляет профессиональный муниципальный менеджер. Нет аналога районов.
18. Вопреки Конституции Украины покупателем украинской земли может стать Земельный банк, территориальные общины в лице органов местного самоуправления (за деньги?). Государство в лице органов исполнительной власти (за деньги?).
В большинстве стран ЕС купить сельскохозяйственную землю для перепродажи практически невозможно. Требуется профессиональная подготовка покупателя к фермерства, наличие средств производства и конкретного капитала, обязанность проживания (в Дании письменная обязанность, проработать не менее 8 лет). В Австралии фермер гарантирует сохранение уровня плодородия. В США в 13 штатах только физическим лицам, которые планируют организовать фермерское хозяйство. Финна могут лишить земли, если он ничего не понимает в сельском хозяйстве, не повышает квалификацию, недостаточно хорошо удерживает хозяйство и семью. Частный землевладелец получает разрешение на создание поселения на своей земле, если это соответствует общественным интересам. В Финляндии 85% ферм имеют до 50 га. В Канаде 98% ферм - семейные. В Швеции 110 тыс. ферм. С средней площадью 40 га. В Исландии отсутствует возможность приобретения в полную собственность земельного участка, на которой размещен объект недвижимости. Можно только взять в аренду. В Швеции право собственности на недвижимость не может быть передано по наследству. Земельный кодекс Швеции недвижимость - это земельный участок, а здания на ней считаются принадлежностью земельного участка. В Финляндии преимущественное право приобретения земельного участка муниципалитет. В Украине контролируемые органы местного самоуправления и органы исполнительной власти не будут адекватным противником Земельного банка.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев