О том, как заинтересовать детей чтением, рассказывает декан факультета филологии НИУ ВШЭ Елена Пенская.
- Елена Наумовна, когда молодые люди перестают читать художественную литературу?
- Маленькие дети вроде бы читают много: согласно международному исследованию PIRLS, проверяющему навыки чтения учеников начальной школы, российские дети стабильно занимают высокие места. Читать книги перестают в средней школе, переходя на чтение в интернете, общаясь в социальных сетях и путешествуя по сайтам. Но это другой тип чтения и обращения с текстами. Пишут тоже немало, комментируя в блогах, общаясь на форумах. Но чтение литературы, в особенности классической, сходит на нет.
- А нужна ли современному человеку классическая литература? Ведь в блогах, на форумах обсуждается актуальное?
- Чтение в интернете и чтение обычных книг формирует разные читательские навыки. В интернете – это быстрота коротких сообщений, комментариев, скорость поверхностной реакции. Есть и полезные навыки. Человек одолевает большие объемы информации. Но такой «серфинг» не способствует умению сконцентрироваться, напротив – рассеивает внимание, приучая ухватить то, что кажется сутью.
Чтобы читать классику и просто хорошие книги, нужны другие привычки. Сетевая жизнь предполагает «клиповое» мышление – фрагментарное, нередко отрывочное. Литературный текст – связный, целостный, он сложно устроен. Чтобы его прочитать и понять, надо не торопиться, а думать, возвращаться к прочитанному, сравнивать, вспоминать. Иногда полезно отвлечься и «выйти» за пределы конкретного произведения, чтобы осознать, почему текст написан именно так, каковы его законы. Отнестись к нему, как к живому организму речи, существующему в историко-культурном контексте. Маленьким читателям на первых порах нужна помощь и взрослые руководители, которые дадут и правильную книжку, и объяснят, что и как, а заодно покажут, насколько чтение занимательно и необходимо. Как писал Марсель Пруст в эссе «О чтении»: «Нет, быть может, дней в нашем детстве, прожитых с такой полнотой, как те, когда мы словно бы и не жили, – это дни, проведенные с любимой книгой...»
Без чтения классических произведений современные люди, не имеющие читательской культуры, легко уязвимы. Непрочитанность целого пласта книг, а многие надо «прожить» в детстве, чревата тем, что взрослые люди разных поколений и социальных групп перестают понимать друг друга. Нет общего языка и культурного опыта. А это опасно.
- Могут ли «списки книг, которые должен прочитать каждый», вернуть чтению его роль в жизни школьника?
- Думаю, методы нужны другие. Медиа и крупные издательства используют рейтинги и списки и в просветительских, и в коммерческих целях. Нам предъявляют «100 лучших книг», «100 бестселлеров XX века» в разных комбинациях. Издательствам это нужно для привлечения дополнительного интереса. Вероятно, они знают, что делают, и интерес к книгам это действительно может повысить.
Однако идея создания такого списка в России, да еще как правительственная директива, небезобидна. Придется учесть и формат итогового экзамена. Мне непонятно, как этот список будет соотноситься с ЕГЭ? Если «100 книг» совпадут со школьной программой по литературе, то зачем они? Если нет – как «встроится» в эту систему выпускное сочинение по произведениям из этого списка? Как будет перестраиваться школьный книжный рынок под этот проект – пособия, учебники и прочие атрибуты – нетрудно представить.
- Есть ли способ вернуть подросткам интерес к чтению?
- Проблема эта семейная и школьная одновременно. С ребенком из дома, где не читают, учителю очень непросто. Но и в школе, как мы знаем, можно отучить от книги. Безусловно, среди учителей встречаются «звезды», но «волшебство» происходит редко. В массе своей учителя не могут справиться с мощной интернет-конкуренцией. Показать актуальность классики, заразительность языка – на такие тонкие вещи способен не каждый. Результаты обучения порой удручают. Я вижу по студентам-гуманитариям: даже у эрудированных есть трудности понимания. Яркий пример: совсем пропало ощущение смешного в текстах. Способность воспринимать юмор, иронию – лакмусовая бумага, проверка читательского «здоровья». Мы, к примеру, читаем на лекциях отрывки из Ильфа и Петрова или Диккенса – серьезно и с недоумением слушают даже те пассажи, которые откровенно провоцируют смех…
Чтобы помочь учителям-словесникам, Вышка открыла магистерскую программу «Филологическая герменевтика школьной словесности». Мне кажется, учителей надо серьезно «лечить» и не в последнюю очередь заново учить читать, понимать и объяснять текст. Герменевтика – наука о толковании. Но для учителей – это не просто наука, но и искусство, во многом утраченное. Его по мере сил будем возвращать.
Источник: РИА Новости


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1