ИНГМАР БЕРГМАН
«Седьмая печать» (швед. Det Sjunde Inseglet) — художественный фильм, снятый шведским режиссёром Ингмаром Бергманом в 1957 году. Вдохновлён фреской «Смерть, играющая в шахматы» (швед. Döden spelar schack) в церкви Тёбю (швед. Täby kyrka, Швеция), выполненной мастерской Альбертуса Пиктора около 1480 года.
Действие фильма происходит в XIV веке. Рыцарь Антониус Блок (Макс фон Сюдов) и его оруженосец Йонс (Гуннар Бьёрнстранд) возвращаются на родину из крестового похода после десяти лет отсутствия. На пустынном берегу главному герою является Смерть в облике мужчины в чёрном (Бенгт Экерут).
Но рыцарь предлагает Смерти сыграть с ним партию в шахматы. В случае выигрыша Смерть должна забрать рыцаря, а в случае поражения — оставить. После пробуждения оруженосца Йонса они прерывают партию. Рыцарь и оруженосец продолжают свой путь вглубь страны. К своей партии рыцарь со Смертью возвращаются на протяжении фильма.
Антониус заходит исповедаться и рассказывает исповеднику свой план, который поможет выиграть ему в шахматной партии со Смертью. Однако он слишком поздно замечает, что его исповедником была сама Смерть.
По мере продвижения по стране герои встречают вымершие от чумы деревни. Йонс спасает девушку от насильника и забирает её с собой. Он знаком с насильником — тот был семинаристом, который уговорил его хозяина отправиться в крестовый поход. Йонс оставляет его в живых и предупреждает, чтобы тот не попадался ему больше. В городе он встречает семью странствующих артистов, движущихся в столицу на праздник. Рыцарь предупреждает, что в столице свирепствует чума, и предлагает переждать эпидемию в его замке. К ним присоединяется кузнец, у которого увёл жену друг Актёра.
По пути рыцарь и оруженосец встречают девушку, которую должны сжечь как ведьму. Антониус Блок беседует с ней. Он мучается вопросами бытия и разговор идёт об этом. Он хочет знать, существует ли Сатана, ведь тогда существует и Бог, и значит, всё сущее не тщетно. Но Антониус видит в её глазах лишь пустоту и ничего больше. Во время сожжения верный оруженосец Йонс спрашивает, кто примет её — Бог, Дьявол или пустота? Рыцарь отказывается верить во что бы то ни было.
Партия подходит к концу и Смерть выигрывает её, предупреждая, что при следующей встрече заберёт Блока и его спутников. Во время партии Блок отвлекает Смерть, позволяя Актёру и его семье спасти себя. В этом и обретает смысл вся жизнь Блока, в спасении молодой жизни.
Антониус Блок со спутниками добирается до своего замка, где его встречает жена Карин. Утром, за чтением Откровения Иоанна Богослова (глава 8), Антониуса и его спутников забирает Смерть. Всех их, идущих прочь от рассвета, видит Актёр.
В ролях
Макс фон Сюдов — Антониус Блок
Гуннар Бьёрнстранд — Йонс
Нильс Поппе — Юф
Биби Андерсон — Миа
Бенгт Экерут — Смерть, рассказчик
Оке Фриделль — Плуг, кузнец
Инга Гилль — Лиза, жена кузнеца
Эрик Страндмарк — Йонас Скат
Бертиль Андерберг — Равал
Гуннель Линдблум — немая девушка
Мод Ханссон — ведьма
Инга Ландгре — Карин, жена Блока
Гуннар Ульсон — богомаз
Андерс Эк — монах
В основу сценария фильма положена одноактная пьеса Trämålning («Роспись по дереву»), написанная Бергманом для первого выпуска театральной школы в Мальмё, в которой он преподавал. Эта пьеса-упражнение состояла из монологов, а количество ролей соответствовало числу студентов-выпускников.
Название фильма взято из Откровения Иоанна Богослова.
Последние две минуты фильма представляют собой чистую импровизацию. Актёры уже отыграли всю финальную сцену, когда Бергман заметил на небе облако необычной формы. Он велел труппе вновь надеть костюмы и снял новый вариант заключительной сцены с одного дубля.
#ВолгоградЧитает #ВеликиеПроизведения #Кино
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев