Выступление скоморохов
«В дом свой к жене и детям приводиша скоморохи, плясцы, сквернословцы, погубляя себя и дети и жену и вся сущая в дому, паче потопа оного», – говорил в своей проповеди митрополит Даниил. Митрополит Кирилл в соборных правилах 1274 года проклинает тех, кто в праздники игры «бесовские творити со свистанием, и с кличем, и с воплем». Митрополит Иона писал: «Чтобы отнюдь скоморохов и медвежьих поводчиков не было и в гусли бы, и в домры, и в сурны, и в волынки, и во всякие бесовские игры не играли, и песней сатанинских не пели, и мирских людей не соблазняли».
В «Требнике» среди прочих вопросов о грехах, в которых необходимо покаяться, есть и такие: «Или сотворил еси пир со смехотворением и плясаниями или слушал еси скоморохов или гусельников или пел еси песни бесовские или слушал еси иных поющих». В 1551 году в Москве собрался собор высшего православного духовенства. В результате собора была выпущена книга «Стоглав». Специальные главы этой книги посвящены скоморошеству.
Книга была разделена на сто глав.
Констатируя, что «еще во мнози от неразумия простая чадь православных христиан во градах и в селах творят еллинские именования, различные игры и плясания ив на вечерни праздника Рождества Христова и против праздника Иоанна Предтечи», «Стоглав» утверждал, что «божественные писания и священные правила отрицают всякое играние – и зернь, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смычки, и сопели, и всякие глумления, и позорища, и плясание. Рече бо господь: «Горе вам, смеющиеся ныне, яко восплачете и возрыдаете». Далее собор указывал на то, что многие приглашают к себе в дом скоморохов с медведями, и прямо предлагал лишать таких людей причастия.
Однако, несмотря на все запреты, на угрозы, что скоморохов и их зрителей ждут страшные наказания на небе и на земле, скоморошество получало все большее развитие, и это естественно: скоморохи были в то время носителями свободной мысли, они издевались над представителями правящих классов. Простой народ любил скоморохов за их шутки, направленные против бояр и попов, против угнетателей народа. Поэтому-то, вопреки всем проклятиям церкви, скоморошество получало все большее развитие на Руси. Скоморохи были одеты в обычное крестьянское платье, только украшенное яркими ленточками, подчеркивавшими его праздничность. Играли они веселых русских мужиков, иногда под хмельком режущих, что называется, правду-матку. В народе скоморохов звали веселыми:
Веселые по улицам похаживают,
Гудки и волынки понашивают.
Про между собой весело разговаривают.
Да где же веселым спать-ночевать?
Само слово «играть», применяемое к скоморохам, обозначало свет, блеск, высшее выражение жизнелюбия. В народе говорят: солнышко играет, море играет. И в бытовой жизни под словом «игра» тоже подразумевается радость бытия – играют свадьбу, играет молодое вино... И когда скоморошьи представления называли игрой – это значит, что представления эти были для народа праздником.
В этой статье мы рассматриваем только те явления скоморошества, которые близки к цирку и могли оказать на его формирование хотя бы некоторое влияние. Скоморохи чаще всего исполняли шутливые сценки, причем эти сценки обычно строились так: один из участников притворялся глухим или глупым и перевирал слова и вопросы своего напарника. До нас дошли имена наиболее известных скоморошьих персон XVII века. Это – Фома и Ерема. Популярность этих образов была так велика, что они вошли в сатирические повести XVIII века. Во многих старинных анекдотах и в песнях рассказывается об этих удивительных людях. Так, Фома и Ерема «ловили рыбу в лодке без дна, три года тонули, а утонуть не смогли». «Накупили они холстов, поехали в Ростов и променяли их на свинячьи хвосты». «Посеяли Фома и Ерема рожь, а хлеба не взошли; тогда они соху и борону в огонь, лошадь по горлу ножом, а сами с пашни бегом».
Образы Фомы и Еремы совсем не так просты, как это может показаться с первого взгляда. Они мужики, что называется, себе на уме, отлично понимающие, что «с дурака и бог не взыщет, в нем и царь не волен». Под внешностью глупца скрывались практическая сметка, дальновидный расчет, хитрость и лукавство. В дурацкой маске было безопаснее говорить правду боярину, спорить со схоластической доктриной священника, утверждать право человека на счастливую земную жизнь.
Как это будет часто впоследствии в клоунаде, остроумие здесь рядилось в маску глупости. Скоморохи любили ряжение в прямом смысле этого слова. Особенно они любили рядиться в звериные шкуры, и прежде всего медведями. Это шло еще от времени язычества, когда медведь был символом обилия и плодородия. Считалось, что если женщина спляшет с медведем на масленой, то у нее обязательно будут дети. Играли скоморохи на музыкальных инструментах, которые служили как для аккомпанемента при танцах и пении, так и для различных сольных номеров и номеров звукоподражания.
Наибольшее распространение получили гусли. Недаром была даже пословица: «Гусли-самогуды сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют». Под аккомпанемент гуслей пели старинные былины, иногда относившиеся еще к XII веку. В этих былинах рассказывалось о подвигах русских людей, об удивительных богатырях, о сражениях с многочисленными врагами русской земли.
Знали также скоморохи балалайку, домру, гудок – трехструнный инструмент, напоминающий сегодняшнюю скрипку. Из духовых инструментов играли на волынке – меховом мешке с тремя трубами. Были еще известны рожок, сурна и свирель. Последняя представляла собой соединение семи трубок с дырочками, по которым исполнитель «бегал» губами. Из ударных инструментов знали бубен, барабан, ложки, колокольчики. Скоморохи часто плясали, и больше всего трепака. Трепак начинали на месте, тихо поводили то усом, то глазом, то бровями. Потом начинали подпрыгивать, поводить плечами, а под конец уже делали различные колена, закидывали ногу за ногу и, наконец, пускались вприсядку.
В XVII веке среди скоморохов были кукольники, то есть скоморохи, выступавшие с театральными куклами. Широкое распространение у скоморохов получила дрессировка медведей. О «кормящих медведей на глумление» упоминает «Стоглав». О медвежатниках говорится в указе царя Алексея Михайловича 1648 года.
Широкое распространение медвежьей потехи объясняется многими причинами. Медведи обильно населяли русские леса, и ловить их было относительно просто; медведи легче других хищных животных поддаются дрессировке; стоящий на задних лапах медведь напоминает человека, а это дает большие возможности для проведения различного рода аллегорий, как сатирических, так и юмористических. Медвежья потеха всегда сопровождалась разговором вожака, причем разговор имел сатирические намеки, и именно в нем был заключен основной смысл представления.
К сожалению, до нас не дошли тексты медвежьих представлений XV, XVI и XVII веков: в ту пору их никто не записывал. Историк И. Забелин правильно замечает, что вся литература древних скоморохов исчезла без следа. Но, пользуясь поздними текстами XVIII и XIX веков, можно представить, что делали скоморохи в более отдаленные времена. Наряду со скоморохами в XVII веке выступали также канатоходцы. Впервые о них говорится в 1605 году. Современники, рассказывающие об увеселениях, бывших при Димитрии Самозванце, среди прочих упоминают также и канатоходцев. Происхождение канатоходцев до сих пор неясно. Можно предположить, что вначале искусство хождения по канату было своеобразной спортивной игрой, требующей от ее участников ловкости и смелости.
В середине XVII века в дворцовом штате царя Алексея Михайловича значился придворный канатоходец Иван Семенов Ладыгин. Он выступал на царской даче в Покровском-Рубцове. На обязанности Ладыгина, кроме личных выступлений, лежала еще подготовка молодых канатоходцев и метальников (прыгунов и жонглеров). Эту свою обязанность Ладыгин выполнил с честью: в 1637 году перед царем выступило пять канатоходцев – учеников Ладыгина. Довольно часто в городах России выступали восточные канатоходцы, прежде всего – узбеки и таджики, так называемые дорвозы. Показывалась еще дрессировка собак и крыс. Демонстрировались приемы акробатики и жонглирования. Широкое распространение среди скоморохов получило звукоподражание, иногда составлялись целые хоры, занимавшиеся птичьими высвистами: от соловьиных до высвистов малиновки.
Таким образом, к середине XVII века на Руси демонстрировались многие элементы циркового искусства, причем исполнение находилось на достаточно высоком уровне. Развитие скоморошества, расширение репертуара, наконец, необходимость защищать свою жизнь и имущество от различных превратностей судьбы (ведь скоморохи были прокляты церковью и поэтому убийство их могло быть рассмотрено даже как добродетель) – все это заставляло скоморохов объединяться в большие группы, или, как сами скоморохи их называли, ватаги. Число участников одной ватаги часто доходило до 70–100 человек. В «Стоглаве» в разделе «Вопросы царю и его ответы» говорится: «По дальним странам ходят скоморохи ватагами многими, по шестьдесят и семьдесят человек и по сту». Ватага могла составить большое и разнообразное представление. В случае нападения члены ватаги могли дать соответствующий отпор.
Чем больше развивалось скоморошество, тем активнее с ним боролась государственная власть, прибегая для усиления этой борьбы к авторитету церкви. Вольнолюбивые мотивы скоморошества не могли не встретить резких возражений со стороны царской власти, сила и авторитет которой в значительной мере зиждились на поддержке церкви.
Утверждение реакционных ученых о том, что церковь и правительство, стремясь к более высоким формам искусства, преследовали скоморохов за безнравственный характер их представлений, по меньшей мере наивно. Еще в прошлом веке по этому поводу хорошо писал исследователь скоморошества И.Борщевский: «Мы не согласны с существующим взглядом, что причиною преследования древних скоморохов был будто бы безнравственный их характер. Если бы это было так, если бы власти заботились о нравственности народной, то народу было бы также запрещено посещение кабаков, но пьянство народу не запрещалось».
Особенно усилились нападки на скоморохов со стороны царской власти и церкви в 40-е годы XVII столетия, когда на Руси вспыхивают народные восстания. В 1648 году было восстание в Москве. В 1650 году народные восстания вспыхивали в Пскове и Новгороде. Есть основания предполагать, что скоморохи воспевали эти восстания и с еще большей силой нападали на господствующие классы. Очевидно, к этому периоду относится скоморошья сатирическая сценка «Как холопы из барина жир вытряхали». Несколько позднее, в конце XVII века, родилась народная драма «Лодка», воспевающая подвиги Степана Разина. При таких обстоятельствах вольное искусство скоморохов должно было встретить еще более резкий отпор со стороны царя и церкви. В 1648 году царь Алексей Михайлович, «жалея православных христиан», в специальном указе призывал их «уняться от неистовства» и «мятежные бесовские действия», «глумление» и скоморошество со «всякими бесовскими играми» прекратить.
«Чтобы мирские всяких чинов люди и жены их, и дети от безмерного пьяного питья уклонялись и были в трезвости, и скоморохов с домрами, и гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали, и зернью, и шахматами не играли, и медведей не водили, и никаких бесовских дел не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерзких и скверных песен не пели, и в ладони не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулачных боев между собой не делали, и на качелях никаких не качались, и на досках мужской и женский пол не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских не наряжали, и на свадьбах бесчинства и сквернословия не делали.
А где объявятся домры, сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудобные бесовские сосуды, то все велеть изломать и, изломав, те бесовские игры сжечь, а которые люди от того от всего богомерзкого дела не отстанут и учнут впредь таковы богомерзкие дела держаться, по государеву указу тем людям чинить наказание. Где такие бесчиния объявятся или кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги».
В свою очередь митрополиты также разослали грамоты, грозя ослушникам, смотрящим скоморошьи представления, отлучением от церкви. На указ было обращено особое внимание: в 1649 году верхотурский воевода Рафаил Всеволжский посылает своему приказчику в слободу Ирбит строжайшее напоминание о том, чтобы он лично следил за выполнением указа. После указа 1648 года власти начали последовательное уничтожение скоморохов: их били батогами, ссылали на окраины России. А.М.Горький справедливо писал: «...когда воцарился первый Романов, а особенно при сыне его Алексее, церковь и боярство истребили "скоморохов" и калик перехожих, а тех холопов, которые помнили и пели скоморошьи песни, велено было "нещадно бить кнутом"». Подобное отношение правительства к народной поэзии очень крепко и надолго вошло в страшный русский быт – еще в 30-х годах XIX столетия в Нижнем-Новгороде били кнутом «слободского кузнеца Семена Нечесу за паскудные песни про Бонапарта».
И, тем не менее, скоморошество не было уничтожено. Нельзя убить народной песни, народного танца, народных игр, шуток, веселья. Нельзя уничтожить указами народные, веками сложившиеся обычаи. Репертуар скоморохов был так близок и дорог народу, что он остался в его памяти. Скоморошество вновь и вновь возрождалось, и если уменьшилось количество скоморохов-профессионалов, то остались любители, которые по-прежнему выступали на различных народных праздниках. Скоморохи перенесли свою деятельность на окраины государства, куда царские указы доходили медленно и где следили за их выполнением не так строго. Вот почему, например, в Архангельской губернии скоморошество сохранилось дольше, чем в других местах Руси.
Иные из скоморохов почти прекратили свою деятельность и выступали только по приглашениям на свадьбах и вечерах. Иные устроились в качестве шутов к знатным боярам. Но известная часть скоморохов, несмотря на все преследования, продолжала, только в гораздо более скромных масштабах, свою деятельность. И как только в XVIII веке гонения на скоморохов со стороны правительства и церкви несколько утихли, так скоморошество возродилось с новой силой и в разных формах. Теперь чаще всего скоморохи выступали на ярмарках и гуляньях. Были скоморохи, бродившие по деревням России. Об одном из таких скоморохов рассказывал В. Даль в своем «Толковом словаре».
Сцена ряженых в пьесе А. Н. Островского «Бедность не порок» (действие III, явление VI) является типичной скоморошьей сценой, и то, что она жила в быту русского купечества в середине XIX века, – лучшее доказательство того, что скоморошьи традиции не были уничтожены. Разве Любим Торцов не подражает скоморохам, говоря свои рифмованные шутки и прибаутки? Сцена медвежьей потехи имеется в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о граде Китеже». Отражение скоморошества есть во многих других произведениях русского искусства.
Скоморошьи традиции оказали значительное влияние и на развитие русского цирка. Скоморохи впервые утвердили комедийный сатирический диалог и монолог, который впоследствии войдет составной частью в русскую клоунаду. Скоморохи соединили дрессировку зверей (медведей) с сатирическим комментарием. Это также найдет свое отражение в русском цирке. Скоморохи показывали номера акробатики, жонглирования, эквилибристики, дрессировки животных, которые впоследствии, все более и более совершенствуясь, войдут в репертуар русского цирка. Вот почему, говоря о русском цирке, мы рассматриваем в качестве его истока творчество скоморохов, содержащее наряду с театральными также и цирковые элементы.
Но правящие классы не только стремились уничтожить скоморохов, они хотели подчинить их своим идеологическим задачам, заставить служить своим классовым целям. Преследуя и уничтожая скоморошество, царь, князья и бояре одновременно создают свои штаты шутов. Так же будет и с театром: всячески преследуя народную драму, царь Алексей Михайлович в 1672 году создает придворный театр, имеющий целью быть проводником идеологии царя и высшего боярства. Царь и бояре привлекают скоморохов во дворец и здесь заставляют их служить своим целям. Так рождается особая форма скоморошества – шутовство. Первые известные упоминания о придворных увеселителях относятся к XI веку. В житии «преподобного» Феодосия говорится, что однажды Феодосий, явившись в покои князя Святослава Ярославовича, застал у князя «...многих играющих перед ним свои гуслиные гласы» и всячески увеселяющих князя.
Но до конца XV века шутовство не получило широкого развития. Лишь при Иване III (1462–1505) шуты заняли значительное место в жизни дворца. Еще большее развитие получили шуты при Иване IV Грозном (1547–1584). Имел шутов и царь Федор (1584–1598). При царе Михаиле Федоровиче был организован специальный «потешный чулан» (позже – «потешная палата»). Среди шутов были и острословы, они носили имена шутов-дураков, потому что всякое глумление, смехотворство признавалось в чинном и степенном боярском обществе чем-то вроде ребячества и глупости. У таких шутов часто за видимой глупостью скрывались ум и злость, умение сказать такие вещи, какие обычно говорить не надлежало, и от их шуток многим делалось не по себе.
Подобные шутки часто использовали в политических целях, заставляя шутов говорить то, что нужно было царю или боярину. Особенно к этому прибегал Иван IV, а впоследствии Петр I. Он даже организовал специальный «Всепьянейший и всешутейший собор» – явную пародию на церковные соборы. Эта пародия была особенно понятна и остра во время борьбы Петра с высшими церковными властями за утверждение примата государственной власти над властью церковной. Но главное место в репертуаре шутов занимала все же не сатира, а номера, вызывающие самый грубый смех. Современники рассказывают, что любимым развлечением царя Федора были кувыркающиеся и поющие разные песни карлики. Шуты и «дураки» вызывали смех необычайными словами или поступками, иногда слишком глупыми, иногда, наоборот, слишком «умными». Конечно, самый грязный цинизм здесь был возможен и даже вызывал одобрение.
Помимо шутовства, царь и его окружение знали также и другие развлечения циркового характера. Со времени царя Федора в Москве были львы, содержавшиеся в специальном львином дворе. Эти львы предназначались для травли и обозрения. В 1619 году к царю Михаилу Федоровичу явился рязанец Григорий Иванов. Он вывез льва из Персии и давал с ним представления. Это был первый укротитель львов в России. 12 июня 1625 года вожаки слонов (слоновщики) Чан Ивраимов и Фотул Мамутов показывали царю «слоновую потеху», то есть работу индийских слонов. В 1627 году эта потеха была повторена. Выступали также силачи. В 1634 году некий Петр Иваногородец тешил государя тем, что, обвязав бревно ремнем, носил его в зубах. Подобные «увеселители» часто тоже назывались шутами.
Шуты имели особый костюм – они носили однорядку татарского покроя из красного сукна, лазоревый опоясок, шапку с зеленым верхом и лисьим околышем или валеный колпак и красные сапоги. А иногда, вероятно пародируя западные моды, шуты надевали полосатые костюмы, отсюда идет даже поговорка: «Ах ты, шут полосатый». В руках у шутов была палочка с бычьим пузырем на конце, в пузыре был горох. При ударах этой палочкой раздавался треск. Про шутов говорили: «Шуты гороховые». Шуты играли некоторую прогрессивную роль, нападая на реакционное боярство и духовенство, поэтому они тоже подвергались гонению со стороны церкви, хотя и гораздо меньшему, чем скоморохи. Но, служа правящим классам, шуты никогда не могли подняться до той степени социальной сатиры, до которой поднимались скоморохи. Наоборот, их высокие покровители искореняли из репертуара шутов все то, что являлось проявлением народной сатиры. И чем дальше, тем чаще шутов заставляли смешить публику самыми незамысловатыми пустяками, отказываться от подлинной сатиры.
Так, уже с древних времен намечаются два направления в развитии русского цирка: направление демократическое, утверждаемое скоморохами, и противостоящее ему шутовство, развивающееся во дворцах царя и бояр.
Искусство цирка в современном понимании пришло в Россию в XVII веке. Бродячие иностранные артисты демонстрировали чудеса эквилибристики, показывали ловкие трюки и веселили народ. В XVIII веке труппы стали собирать и русские умельцы, а уже через сто лет на территории страны появились стационарные цирки. О первых таких цирках, которые работают до сих пор, рассказывает «Культура.РФ».
ПЕРВЫЙ СТАЦИОНАРНЫЙ ЦИРК
Основателями первого цирка в России были братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины. Дети крепостного крестьянина с раннего детства, сами того не ведая, погружались в цирковое искусство: когда их отец получил вольную, он взял сыновей в путешествие по Поволжью, где семья стала зарабатывать на жизнь жонглерством и музыкальными представлениями. Каждый из детей выполнял свою роль. Аким был главным комедийным персонажем, выступал как клоун и играл на разных музыкальных инструментах. Петр удивлял зрителей физической силой и ловкостью, а самый старший, Дмитрий, был балагуром-ведущим.
Нет комментариев