Зарабатывать извозом стало проще, чем когда бы то ни было. На помощь «частнику» пришли высокие технологии
Через приложение Uber сейчас проходит почти миллиард (!) долларов ежемесячно в мировом масштабе, Яндекс.Такси идет завоевывать российские регионы, а традиционные службы такси берут на вооружение новые технологии. Армия автомобилистов, для которых такси — это основной заработок, пополняется новыми «бойцами» каждый день.
Кто бы мог подумать, что всего за несколько лет «бомбила обыкновенный» превратится в вымирающий вид таксиста. Брать пассажира «с бордюра» — это плохой способ заработка сегодня. В наши дни для таксиста источником получения клиентов стал не бордюр и не рация, а смартфон. И это поменяло всё.
Произошло сразу две революции. Во-первых, обострилась конкуренция и резко сократились сроки подачи машины, поскольку в битву за клиента включилось большее число водителей, и системы автоматического распределения заказов с помощью геопозиционирования выбирают лучшие варианты. Во-вторых, новые правила ценообразования стали гораздо выгоднее для пассажиров.
Не всех водителей радует сложившаяся ситуация, но она придала огромный импульс развитию рынка. Граждане стали чаще пользоваться такси, заказов всё больше, системы распределения заказов совершенствуются, и, конечно, в итоге подобный вид заработка привлекает всё больше водителей. Да, условия работы трудные, зарабатывать достойные суммы удается далеко не всем, зато рабочие места в этой отрасли по сути есть всегда.
Это раньше таксисты были особой кастой. Сегодня же права в кармане — это почти что гарантированный заработок. Так во всяком случае утверждают создатели сервисов для таксистов.
По статистике Яндекса, каждый день компания обрабатывает 200 000 заказов, а число установок приложения «Яндекс.Такси» этой весной превысило 2,8 млн. В Москве стоимость средней поездки колеблется в районе 600 рублей.
Сервис Gett пока работает только в Москве и Питере. Uber, помимо столиц, недавно начал обслуживать Екатеринбург. А Яндекс.Такси также охватывает Уфу, Нижний Новгород, Тулу, Воронеж и Калининград. Активно развиваются и другие сервисы вроде Rutaxi, которая уже работает в 84 городах страны.
Новые сервисы глазами водителя
В феврале 2015 года в России прошла масштабная забастовка таксистов против новых служб онлайн-заказа. «По данным на утро, только в Москве не вышли на работу более 8 тысяч человек. Думаю, что всего по России работать с популярными онлайн-сервисами заказа перевозок откажется миллион таксистов», — заявил тогда председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.
Революция на рынке такси всколыхнула и другие страны. 26 мая миланский суд вынес решение, запрещающее работу сервиса такси Uber на территории Италии. Ранее власти Женевы приняли аналогичное решение по инициативе таксистов старой гвардии. В июне бастовал Париж. Чем же так не угодили водителям эти высокотехнологичные решения? По их мнению, они сильно сбивают цены и накладывают на таксистов слишком много ограничений.
Американский Uber и израильский Gett, штурмующие наш рынок, — это сервисы, которые позволяют водителю начать принимать заказы, не являясь сотрудником ни одной из служб такси. Весь процесс по большей части автоматизирован, благодаря чему заказчик и исполнитель максимально быстро находят друг друга. В результате многие из тех, кто и не подумывал зарабатывать извозом, взялись за такой приработок.
«Это наиболее соответствует моему статусу не-таксиста. Никаких тёрок с диспетчерской, никаких денег (Uber принимает только безнал), никаких бланков. Раз в неделю получил бабло на карточку и возишь себе людей. Что показательно, на Убере самые приятные пассажиры», — рассказывает мой товарищ Андрей. Да, клиентура несколько отличается в зависимости от сервиса: «продвинутый» хипстер со смартфоном с большей вероятностью воспользуется новым онлайн-сервисом, нежели подвыпивший представитель рабочего класса.
Создатели новых сервисов обещают, что в день вы будете получать 12-30 заказов — больше, чем можно выполнить физически. Gett даже называет конкретную сумму заработка: на одной страничке сайта написано «от 60 000», на другой — «более 120 000 рублей в месяц». Не сказка ли? Таксисты, с которыми мы пообщались в процессе подготовки материала, говорят, что все не так просто...
Начать надо с того, что требования к водителям в Uber и Gett весьма жесткие. Надо иметь лицензию таксиста, а автомобиль должен непременно быть иномаркой не старше 3-х лет с кондиционером. Для того чтобы начать сотрудничать с такой службой, многим приходится брать подходящую машину в аренду, и это абсолютно невыгодно. По словам Андрея, попробовавшего работать на арендованном Mondeo, Uber приносил ему максимум 1000 рублей за смену за вычетом аренды и бензина. В Москве это не деньги.
О Яндекс.Такси разговор особый. С точки зрения клиента, тут все то же самое: открыл приложение на смартфоне, сделал заказ — и сервис подобрал тебе ближайшую машину. Но с точки зрения водителя все чуть иначе. Дело в том, что Яндекс не работает напрямую с водителями-частниками. Чтобы получать заказы из Яндекс.Такси, надо быть сотрудником одной из служб такси.
Яндекс, Uber и Gett начали диктовать свои условия и устанавливать свою тарификацию на рынке, и многие водители полагают, что это невыгодно.
Особенности тарификации
Яндекс в Москве работает по тарифу 199 руб. за подачу и первые 10 минут, далее — 15 руб. за минуту (в обычных службах такси расценки установлены на уровне 280-320 рублей за подачу и первые 20 минут, а далее — 10-11 рублей в минуту). Эти суммы водитель получает на руки «грязными» и потом делится со своей диспетчерской комиссионными. Их размер — порядка 20% от стоимости заказа (либо фиксированная сумма в день/неделю за диспетчерские услуги).
Gett считает по-другому: 50 рублей за посадку и далее — 18 рублей за минуту. Но в будни с 10:00 до 17:00 и в выходные с 8:00 до 20:00 тарификация понижена на 30%: 35 руб. за посадку и 12,6 руб. за минуту.
В Uber базовые ставки такие: 50 рублей за подачу, 8 рублей за минуту и 8 рублей за километр, независимо от времени суток. При этом минимальная поездка 99 рублей. В Интернете можно встретить сообщения водителей, что, работая на Uber, получаешь меньше выручку, зато не платишь комиссию самой службе заказов. Это не совсем верно. 20% комиссионных тут вычитаются, как и везде, но при этом начисляются бонусы, которые в среднем составляют 90 рублей за поездку. То есть, если поездка уложилась в 450 рублей, то размер комиссии полностью покрывается размером бонуса. Если поездка стоила 900 рублей, то комиссия, грубо говоря, составит всего 10%. И, конечно эти бонусы получают не все. Чтобы начать получать бонусы, нужно выполнять не менее 20 заказов в неделю.
В регионах минус в том, что тарификация может быть не повременной, а зависящей только от расстояния, то есть простои в пробках никак не влияют на цену. Скажем, в Саратове сервис Rutaxi (он же оператор «Везёт»), считает так: первые 3 км — 75 рублей, дальше — 12 рублей за километр. (Цены указаны с учетом скидки 25%, которая предоставляется всем клиентам, заказывающим через мобильное приложение, на сайте или через смс).
Сложившаяся ситуация заставляет водителей работать значительно больше, чем это предусматривает Трудовой кодекс. Это, разумеется, не лучшим образом влияет на безопасность, не говоря уже о том, что такие условия труда — врагу не пожелаешь. Хуже всего обстоит дело у тех водителей, которые вынуждены работать на арендованном транспорте. Своими расчетами с нами поделился координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов:
7 часов водитель должен каждый день, без выходных, работать, чтобы отдать деньги за аренду автомобиля. Это дает 210 часов в месяц. Добавьте к этим часам еще 150 часов, которые надо отработать, чтобы заработать себе средний водительский оклад. Итого вы получите 360 часов в месяц! Сравните с 160 часами, которые положены по трудовому кодексу. То есть средний водитель такси в Москве, чтобы заработать 40 тысяч рублей, вынужден работать больше в 2 раза, чем обычный офисный сотрудник. Ежедневно 12-ти часовой рабочий день, абсолютно каждый день, без выходных! Теперь не удивляйтесь, когда увидите объявления о приеме на работу водителей такси, где график только начинается с 12 часов 6 дней в неделю. Дальше вы увидите график 18 часов за рулем 5 дней в неделю и вишенкой на тортике будет график 22 часа за рулем сутки через сутки
Петр Шкуматов
Координатор движения "Общество Синих Ведерок"
Бизнес-модель
Для приличного заработка таксисты работают на износ: 11-12 часов за смену, проезжая порядка 300 км в Москве или 100 км в провинции. И настоящий таксист редко может позволить себе два выходных в неделю. Чаще всего выходной лишь один, а значит, в месяц — 26 рабочих дней.
Водители, работающие на этом рынке, порой сотрудничают сразу с несколькими службами заказов. На какие заработки можно рассчитывать?
Вариант 1. Традиционные службы заказов + Uber/Gett + Яндекс.Такси (Москва)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев