#игры #развитиеречи
CОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:
НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ
НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ
НОВОЕ ИГРУШКИ ПРИШЛИ СЫН
НОВЫЕ КВАРТИРА ПРИШЛО ДОЧКА
Помните о "лишнем" варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово ("новое", например) или добавьте слово ("машина", например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.
КАКОЕ СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ ?
Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:
ЧАЙ _ САХАРОМ
КОШКА _ ДИВАНЕ
КОСТЮМ _ ШКАФУ
СОБАКА _ ЗАБОРОМ
ПРИШЛА _ МАГАЗИНА
КНИГА _ ЖИВОТНЫХ
НА, В, С, ИЗ, ЗА, О, ОТ ("лишний" вариант ответа).
ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ.
Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте "лишние" варианты ответов! ГРОМК_ ЗВУКИ
ГРОМК_ ПЕСНЯ
ГРОМК_ ПЕНИЕ
ГРОМК_ ГОЛОС
-ОЕ, -АЯ, -ИЕ, -АЯ, -ИЙ.
ВРЕМЯ БЕЖАЛ_
МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_
ВЕРА БЕЖАЛ_
-А, -О, -И.
При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения ("Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину"). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.
Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.
Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово .Предложение + картинка
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.
РАЗРЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:
Света из в рисовала альбоме
рисовала Света тарелке альбоме в
рисовала Света альбоме рисовал в
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.
Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.
На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком.
НАЗВАНИЕ ДЛЯ РАССКАЗА.
Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились.
ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.
Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него.
СОСТАВЬ РАССКАЗ.
Цель: учиться составлять текст из предложений, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями компьютера.
Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/.
Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке. Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных связей событий.
ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА.
Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.
РАССТАВЬ ТОЧКИ.
Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать "странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки.
Например:
ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ
Или другой пример:
ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ НИХ РУКАМИ МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ ОТ НИХ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ + КАРТИНКА.
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.
ЗАПИСОЧКИ.
Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.
Как играть?
Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.
Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.
Варианты:
В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.
Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:
КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .
Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!
Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.
СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ . (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)
ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ . (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)
СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ . (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)
ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ . (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)
ЗАГАДКИ.
Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.
К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.
Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.
На тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ" можно загадать следующие загадки:
Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)
Для темы "ТРАНСПОРТ" подготовьте такие загадки:
Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)
Для темы "ДЕРЕВЬЯ" можете использовать эти загадки:
Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)
Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.
ДОГАДАЙСЯ, ЧТО ДАЛЬШЕ?
Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.
Используйте эти и подобные предложения:
В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.
Вариант:
Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.
СНЕЖНЫЙ КОМ.
Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.
Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.
Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАССЫПАЛОСЬ.
Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев