Развивающие занятия с детками 2-3 лет – это очень важный период овладения речью, произношением гласных и согласных звуков, обогащение словарного запаса и формирование грамматического построения речи.На третьем году жизни ребёнка речь развивается в процессе предметной, познавательной деятельности, во время игр, занятий и общения. Поэтому очень важно постоянное речевое сопровождение действий ребёнка во время занятий и в повседневной жизни.
Общение взрослых и детей способствуют развитию связной речи и накоплению опыта, умению выразить мысль, чувство, желание, состоящее из нескольких предложений.
+У детей формируется умение отвечать на вопросы, спрашивать. Практикуется совместная речь.
+Приём, когда взрослый начинает фразу или стишок, а ребёнок завершает, обеспечивается важный психологический комфорт.«Усатенькая, мохнатенькая»Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, пополнять словарный запас.
Материал: корзинка, игрушка кошка, салфетка.Занятие
Поместите кошку в корзинку. Накройте её салфеткой.
+Покажите корзинку ребёнку и обратитесь к нему с вопросами: «Кто это к нам пришёл в гости? Кто это так мурлычет?»
+Загляните в корзинку вместе и достаньте игрушку.
+Кошка обращается к ребёнку: «Я Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки, пушистый хвостик, острые коготки. Мяу, мяу. Как тебя звать? Погладь меня».
+Погладьте кошечку, приговаривая: «Кошка усатенькая, молочко любит, песенки мурлычет. Как киска мяукает? (мяу-мяу) Киска умывается не водой, а лапками»
+Прочтите потешку:
- Ох, ты, котик-коток,
Крутолобенький!
Поиграй ты, кот, со мной,
С Машкой, кошкой молодой!Поместите кошку на пол и обыграйте сюжет, что она лежит на дорожке и не хочет уходить.
+Скажите киске: «Брысь! На дорожку не садись!» Погрозите пальцем.
+Повторите, игру несколько раз, выразительно жестикулируя.
+«Ходит по двору петух»Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы.
Материалы: игрушка петушок, платок.Занятие
Внесите в комнату игрушку, накрытую платком.
+Произнесите: «Ку-ка-ре-ку!»
Узнайте - догадался ребенок, кто пришёл в гости?
+Спросите: «Кто так поёт? Ку-ка-ре-ку!»
+Снимите платок и продемонстрируйте игрушку.
+Рассмотрите петушка вместе: красный гребешок, яркий хвост, крепкие лапы со шпорами, а какой у него звонкий голос!
+Узнайте, как поутру петушок всех будит?
+Спросите, а как он крыльями машет, лапками землю разгребает, корм ищет, курочек и цыплят созывает?
+Продемонстрируйте действия петушка игрушкой.
+А затем попросите ребёнка повторить движения самому, помогая, выражая действия словами.
+Играйте, стимулируйте интерес, эмоционально- положительное отношение к игре.«Собачка»Цель: развивать речевое понимание и слух, артикуляционный аппарат, активизировать глаголы и существительные, создать условия для инициативных высказываний.
Материалы: игрушки- собачка.Занятие
На видном месте поместите игрушку. Загадайте ребёнку загадку:
+Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается.Спросите: «Кто это?»
+Разыграйте сюжетную игру знакомства, «Ав- ав! Привет! Давай познакомимся. Я Шарик. А тебя как звать?»
+Побуждайте ребёнка назвать своё имя и погладить собачку.
+Рассмотрите игрушку вместе: ушки торчком, хвост кольцом, а как голос подаёт? Что умеет делать собачка?
+Продемонстрируйте действия собачки игрушкой: бегает, прыгает, лает, лежит, радуется при встрече, виляет хвостом.
+Побуждайте ребёнка поиграть с игрушкой.
+Обращайтесь к собачке: «Ты, собачка, не лай, наших деток не пугай».
+Пусть малыш поиграет с собачкой, произнося эмоциональные звуки, инициативные высказывания.«Рано-рано поутру»Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, поощрять инициативные высказывания.
Материал: игрушки: дудочка, коровка.Занятие
Покажите ребёнку дудочку и продемонстрируйте её игру.
Спросите: «Как поёт дудочка? Ду-ду-ду». Повторите звуки и движение вместе с ребёнком.
+Разыграйте сюжетную игру, в которой пастушок дудочкой собирает коров.
«Как играет пастушок на дудочке? Ду-ду-ду»
+Прочтите стишок:
Ранним - рано поутру
Пастушок ту-ру-ру-ру!
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!Как коровка мычит? Му-му-му – вместе.
+Спросите: «Где у коровки ушки? Глазки? Рожки?»
Соотносите слова и жесты, дотрагиваясь до частей тела, выражая условные действия.
+Расскажите ребёнку про коровку: чем питается, какую пользу приносит людям, где и как спит? Что о ней знает малыш?
Помогайте и поощряйте ему высказываться, выражая свою мысль. «На лошадке»
Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, поощрять инициативные высказывания, вызывать подражание речи взрослого.
Материал: игрушка лошадка - качалка.Занятие
Покажите ребёнку лошадку, дайте её погладить, спросите: « Кто это к нам прискакал? Лошадка! У неё длинная грива и хвост, грациозная осанка и копыта. И-го-го! Лошадка цокает копытами: цок-цок-цок. Ноооо! И она поскакала»
Сопровождайте слова выразительными действиями вместе с ребёнком.
Повторяйте сюжетную игру.
Попросите ребёнка описать лошадку, показать части тела, произнести голосом звуки, подражая животному.
Посадите его на лошадку – качалку, произнося: «Нооо, поехали!»
Звукоподражание сопровождайте выразительными движениями.
+Расскажите про лошадку: чем питается, какую пользу приносит человеку и где живёт. «Мышка норушка»Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, вызывать подражание речи взрослого.
Материалы: игрушка мышка, салфетка, корзинка.Занятие
Покажите ребёнку корзинку, прикрытую салфеткой, в которой сидит мышка.
Вдруг раздаётся звукоподражание: «пи-пи-пи».
Спросите малыша: «Кто это там пищит? Кто голос подаёт? Маленькая, серенькая, живёт в норке, грызёт корки»
Появляется мышка.
Продолжите сюжетную игру: «Я мышка, боюсь кошки»
Опишите мышку: серенькая, маленькая, длинный хвост, острые коготки. Сопровождайте слова выразительными движениями.
«Что это у мышки? Как она бегает? Чем питается? Где живёт? Куда прячется от кошки?»
+Практикуйте совместную речь: начинайте фразу, а ребёнок её завершает. Такой приём помогает детям научиться говорить свободно.«Козочка»Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас.
Материалы: игрушка козочка.Занятие
Возьмите игрушку и начните диалог:
+- Кто это к нам пришёл? Коза рогатая, бодатая. Не бойся козочки, а давай с ней поговорим. Скажи: «Здравствуй, козочка! Мы тебе рады!»
+Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.
+- Что даёт нам козочка? Молочко? Где твоя чашка? Подставляй и пей тёпленькое молочко!
+Имитируйте условные действия.
- Скажи ей спасибо за вкусное и полезное молоко. А где у козочки глазки? Рожки?
+Дайте возможность показать ребёнку все части тела, побуждая к действиям.
+- А где пасётся козочка? А чем питается? Как она бегает? А как голос подаёт?
+В процессе общения у ребёнка формируется грамматическая речь, произношение гласных, свистящих и простых согласных звуков.
+«Мишка косолапый»Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, пополнять словарный запас.
Материалы: игрушка мишка.Занятие
Возьмите мишку и разыграйте сюжетную игру. Загадайте ребёнку загадку:
+Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех?
Кто малину с веток рвёт,
Кто душистый любит мёд?- Кто к нам в гости пришёл? Мишка. Здравствуй! Где у мишки глазки? Уши? Лапы?
+Поощряйте инициативные высказывания ребёнка.
+-А как Мишка ходит, переваливается? Покажи. А как он голос подаёт?
+Произносите звуки, сопровождая выразительными движениями.
+- А чем любит Мишка полакомиться? Покажи, как он подставляет лапки для принятия угощения.
+Совершайте выразительные движения вместе.
+- Чем лакомится Мишка? Мёдом и малиной. А где он их добывает? В лесу?
+Задавайте вопросы, привлекая в интересную игру ребёнка, развивая речь и расширяя знакомство с окружающим миром.
+«Спать пора»Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания.
Материалы: игрушки: мишка, слон, бычок.Занятие
Возьмите мишку и начните диалог:
+- Кто к нам в гости пришёл?
+Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её. Это научит его инициативно высказываться.
+- Это мишка. Он какой?
+Выдержите паузу, чтобы ребёнок сам ответил.
+- Как он рычит? Какие у мишки лапы? Ушки? Глазки?
+Делайте паузу после каждого вопроса с интонацией незавершённости, побуждая ребёнка включаться в совместное высказывание.
+- Чем мишка любит полакомиться? Правильно, мёдом и малиной.
+Возьмите бычка и продолжите диалог:
+- Кто ещё к нам в гости пришёл?
+Продемонстрируйте игрушку, побуждая ребёнка назвать её.
+- У бычка есть рога. Как он мычит?
+Покажите рога выразительными движениями, изобразите подражание мычания бычка.
+Покажите ребёнку слона.
Продемонстрируйте игрушку, побуждая его назвать животного, отвечать на вопросы, спрашивать. Это научит его инициативно высказываться.
+- К нам пришёл слон. Он какой? Какие у него уши? Хобот? Лапы?
+Прочтите стишок Агнии Барто «Слон», разыгрывая сюжет:
+Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.Побуждайте ребёнка включаться в совместное высказывание, описание игрушек, проговаривание слов в стишках и потешках.
+«Ёлочка»Цель: развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, чувство языка, произносить слово и выразительное движение, стимулировать инициативные высказывания, уточнять и закреплять правильное произношение гласных и простых согласных звуков.
Материал: праздничная ёлочка, игрушки: собачка, кошка, мышка, курочка.Занятие
Посмотрите, какая ёлочка стоит нарядная: украшена яркими игрушками, мишурой и бусами. Пропойте песенку:
+Маленькой ёлочке
Холодно зимой.
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой.Сколько на ёлочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!Встанем под ёлочкой
В дружный хоровод,
Весело, весело
Встретим Новый год!Как поднимается настроение, чувствуется приближение праздника. Начните диалог:
+- Какая у нас нарядная ёлочка! Чем она украшена?
+Показывайте игрушки, которые называет ребёнок, совершая выразительные движения.
+Поставьте под ёлочкой игрушки: собачку, кошку, мышку, курочку, и спросите, вызывая на инициативное высказывание:
+-А кто это танцует под ёлочкой?
+Выдержите паузу, чтобы ребёнок перечислил все игрушки.
+- А как собачка подаёт голос? Что она делает? Чем питается?
+Задавайте ребёнку вопросы, развивая речь, расширяя представление об окружающем мире.
+Подобным образом обыграйте сюжеты с остальными персонажами.«Поезд»Цель: вовлекать в диалог, развивать речевой слух, артикуляционный аппарат, пополнить словарный запас наименованиями животных, предметов, действий.
Материал: игрушки: поезд, мишка, заяц, белка, лиса.Занятие
Покажите игрушку – поезд.
Рассмотрите его вместе, демонстрируя кабину, вагоны, колёса, озвучивая сигнал поезда: ту-ту и повторяя звучание вместе с ребёнком.
Продолжите рассказ.
+- Поезд ведёт машинист, который находится в кабине. А пассажиры - в вагонах. У поезда есть колёса, которые стучат по рельсам: тук-тук.
Повторите звучание колёс вместе с ребёнком.
- Поезд мчится, а колёса стучат как?
+Для повторения материала задайте вопросы:
- Что это у поезда? (Поочерёдно показывая его элементы)
- Кто ведёт поезд?
- Как сигналит машинист?
- Как стучат колёса?» и т.д.
+Имитируйте поезд: взрослый – паровоз, а ребёнок – вагончик.
Прицепите вагон, подайте сигнал «ту-ту» и поехали!
Подражая стуку колёс: тук-тук-тук, весело напевайте, вовлекая в пение ребёнка:
+Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.Обратитесь к ребёнку: « Игрушки тоже хотят покататься на поезде».
Пусть ребёнок посадит их в вагон, называя каждого и сопровождая звукоподражанием.
+Напевайте знакомую песенку вместе, заучивая наизусть.Важно знать! Развивающие занятия, игры в возрасте 2-3 лет от простых действий с игрушкой к сюжетным действиям, закладывают необходимую основу для гармоничного развития ребёнка, развивают речь.+«Лягушата»Цель: вовлекать в диалог, пополнять словарный запас наименованиями, определениями, глаголами, научить составлять рассказы.
Материалы: тазик с водой, игрушки- лягушки.Занятие
Обыграйте сюжетную игру: поставьте тазик с водой и запустите туда лягушат. Это имитация пруда, в котором живут лягушки.
+Опишите их: зелёные, у них большой рот и длинные лапы, которые помогают им высоко прыгать.
+- Как квакают лягушки? Чем они питаются? Как прыгают?
+Имитируйте движение лягушек, прыжки за комарами и мошками.
Попросите ребёнка рассказать про лягушку, задавая наводящие вопросы, подсказывая начало текста в случае затруднения.
+Важно помнить! Постоянные игры и занятия, повторные проигрывания знакомых сюжетов, использование разных игрушек, а также подражание взрослому - всё это помогает ребёнку овладеть сложными игровыми умениями, накапливая опыт и знания, развивая речь.+
Литература:Развивающие занятия с детьми 2-3 лет
Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр Дошкольное детство им. А.В. Запорожца, академика РАЕН Л. А. Парамоновой,
2-е изд. перераб.- М. ОЛМА Медиа Групп, 2013- 512с.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев