Почему ребенок, который еще месяц назад даже не смотрел в сторону букв, вдруг начинает проявлять к ним такой активный интерес? Почему в какой-то момент он начинает много и хорошо говорить? Как получается, что все дети примерно к году начинают ходить? Все дело в сензитивных периодах развития ребенка.
Сензитивными называют периоды наибольшей восприимчивости ребенка к тому или иному воздействию. В это время он фиксирует все свое внимание на каких-то конкретных аспектах окружающей действительности, игнорируя при этом все остальные, несущественные для него в данный момент.
Если мы начинаем развивать какой-либо навык в период сензитивности, то развитие происходит легко и успешно. Как же узнать, в какой момент какие умения нужно развивать?
Ученые (такие как Л.С. Выготский и М. Монтессори) долгие годы исследовали феномен сензитивности в детском развитии. В результате было выведено несколько характеристик сензитивных периодов и их ориентировочные возрастные границы:
• 0 - 3 года — восприятие порядка: речь идет о нормах, правилах, границах, системе, на основе которых происходит дальнейшее развитие. Дети в этом возрасте активно усваивают понятия “можно-нельзя”, “хорошо-плохо”, “правильно-неправильно” и т.п. В этот период для ребенка наиболее важны режим, ритуалы, предсказуемость. Благополучное усвоение порядка дает ребенку ощущение стабильности и надежности.
• 1,5 - 5,5 лет — активное взаимодействие с мелкими предметами, развитие мелкой моторики рук.
• 3 - 5 лет — активное формирование самостоятельности: ребенок в этом возрасте проявляет стремление делать выбор, действовать своими силами, испытывать свободу от окружающей ситуации. При благоприятной обстановке формируется активность и инициативность.
• 3 - 5 лет — организация эмоциональной сферы, дети учатся правильно выражать свои чувства.
• 2 - 6 лет — повышенный интерес к музыке.
• 6 - 8 лет — лучший возраст для обучения арифметике.
• 7 - 13 лет — повышенный интерес и освоение учебной деятельности, формирование учебных навыков и мотива достижения.
• 8 - 9 лет — развитие воображения, фантазии, повышенный интерес к искусству.
• 9 - 11 лет — развитие пространственного мышления.
• 10 - 11 лет — активное развитие познавательных способностей, потребность в разнообразных увлечениях и интересах.
• 13 - 17 лет — пубертатный период, формирование характера, критического мышления, самооценки.
Полную версию статьи — характеристики сензитивных периодов, сензитивные периоды в речевом развитии читайте на сайте www.razumeykin.ru в разделе Публикации.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1