Живая материя уклоняется от деградации к равновесию.
Но равновесие в изолированной, замкнутой системе характеризуется в рамках классической термодинамики, максимумом энтропии. Значит, если система «уклоняется» от равновесия, то она должна постоянно компенсировать производство энтропии какой-то энергией, с точки зрения физики - своей свободной энергией:
F=U-TS
Внутренняя энергия системы U равна сумме свободной (F) и связанной энергии (TS):
U=F+TS
Связанная энергия – та часть внутренней энергии, которая не может быть превращена в работу – это обесцененная часть внутренней энергии. Объем внутренней энергии системы может быть увеличен, без увеличения объема свободной энергии F за счет перевода в доступную работу компонента связанной энергии (TS).
Уже из этого простого физического соотношения вытекает представление, что уменьшение энтропии (возникновение отрицательной энтропии - негэнтропии) в живом организме при взаимодействии его с окружающей средой связано с ростом свободной энергии.
Увеличение свободной энергии происходит с упорядочением системы, ее усложнением и отклонением от равновесия. Нужно отметить, что одним из биологических законов развития является как раз разнообразие видов и разновидностей различных организмов, что неумолимо должно приводить к уменьшению энтропии в живых системах.
Реакция поведения на неустойчивость становится одним из главных факторов развития самоорганизующихся систем, в том числе и биологических.
Она началась из хаотического состояния, но законы неравновесной термодинамики привели ее к направленному ходу.
Становление новых форм происходит тогда, когда система в ходе своих внутренних перестроек и усложнений приобретает признаки неустойчивости. Это приводит к качественным изменениям через точки бифуркации и характер этого механизма нелинейный.
Если в социальной эволюции увеличение энтропии происходит через поведение человека, значит повышение доступной человеку информации о возможных изменениях состояния окружающей среды, так-же связано с увеличением неопределенности, а следовательно и с повышенным стрессом.
По-видимому лимитирующим фактором со стороны окружающей среды является стресс, а пределы толерантности к нему определяются способностью социальной системы адсорбировать повышенный уровень стресса в социальные фреймы, нужные для производства большего объема доступной работы из имеющихся ресурсов – т.е. повышения емкости биоценоза.
Одной из основных функций стресса в экологии является поддержание гомеостаза популяции и расширение емкости ее биотопа путем запуска механизмов поисковой активности.
Поисковая активность - стремление изменить ситуацию или свое отношение к ней, когда предсказать заранее исход своих усилий невозможно (если конечный результат 100% гарантирован, это уже не поиск).
Для того, чтобы просто активное поведение могло рассматриваться, как именно «поисковая активность» обязательно наличие положительной обратной связи между поведенческим актом и удовлетворением каких-то потребностей.
Все сводится к расширению емкости биоценоза, через повышение сложности социального поведения для поддержания динамического равновесия системы актор-среда.
Биоценоз — это исторически сложившаяся совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (определённый участок суши или акватории), и связанных между собой окружающей их средой. Основная функция сообщества заключается в обеспечении равновесия в экосистеме на основе замкнутого круговорота веществ.
Социальная эволюция человека является «расширением» экологической эволюции через производимую с помощью своего развития способности получать энергию из окружающей среды. За счет увеличения объема работы, получаемой из того же объема ресурсов, при помощи напряжения своего «главного органа адаптации» мозга и средств связи. Сначала это был язык, потом письменность и книгопечатание.
Книгопечатанье позволило значительно повысить объем доступной (свободной) работы – или экзергии, через изменение поведения человека в использовании ресурсов окружающей среды.
В результате работы системы производится экзергия, которая может расходоваться двумя путями:
- на поддержание устойчивости самой системы, т.е. на обязательное для живых объектов поддержание гомеостаза за счет взаимоотношений с окружающей средой;
- на повышение эффективности в производстве экзергии, путем усложнения системы.
Повышение сложности происходит стохастически - возникает множество разных вариантов.
В этой случайности большую роль играют преадаптации, возникшие случайно в прошлом, но до этого момента функционально себя не проявлявшие. Они и определяют гистерезисную природу процесса социальной эволюции.
В новых экологических условиях «молчавшие» признаки могут проявить себя во взаимодействии с окружающей средой, позволяя совершать больше работы из того-же количества ресурсов.
Когда возникает заказ биосферы на определенную экологическую роль (а мы можем говорить о каком-то целеполагании только в этом смысле), меняется структура сообщества и должны появляться новые существа с новыми функциями.
Система чья сложность была повышена в следствии этого стохастического процесса, получает преимущество в освоении ресурсов биоценоза.
В случае социальных систем, это системы социального регулирования стресс-релизинговых реакций в поведении людей, снижающие уровень асоциального поведения и агрессии в обществе.
Как на стадии формирования клетки, а затем и организма, постепенно формируются механизм регуляции социальной физиологии для осуществления устойчивого метаболического процесса социального актора.
Как и на прошлом этапе повышения сложности, здесь задействован адаптационный компромисс нескольких коэволюционирующих акторов:
- симбиоз;
- наличие или отсутствие факторов способствующих распространению информации о возможном и доступном в условиях данного социального фрейма поведения.
Через динамику общественного поведения обеспечивается соответствие социального актора, пределам толерантности системы, а это значит следование социобиоадаптивной системы, стратегии устойчивого развития.
Комментарии 1