*Плакат, призывающий французов вступать в ряды немецкой армии
Следующее сходство. Обеим войнам предшествовали дипломатические неурядицы и интриги между будущими странами-агрессорами (Францией и Германией) и Великобританией. В начале XIX века Наполеон искал дружбы с Россией против Великобритании. Такой мир был почти достигнут, но смерть Павла I сорвала эти планы. Наполеон небезосновательно обвинил в срыве союза Великобританию. Вплоть до 1812 года Наполеон видел в Великобритании главного врага, который мешал Франции и России наладить дружбу. Со стороны Франции даже была предпринята авантюрная попытка континентальной блокады Великобритании, целью которой было препятствие поступлению британских товаров в Европу. Но она так и не принесла успеха. Конфликт с Туманным Альбионом ещё не был завершён, как Франция, не имея веских причин, пошла в поход против России, несмотря на Тильзитский мир и обмен любезностями между Наполеоном и Александром I.
Похожая ситуация была и в 30-х гг. XX века. Гитлер, придя к власти, изначально желал наладить отношения с Великобританией. Однако к 1940 году Германия уже вовсю бомбила Британию, считая её чуть ли ни самым главным врагом. Так же как и авантюра Наполеона с блокадой, бомбардировки острова не принесли Гитлеру должного результата — Великобритания сильно не пострадала от них. Опять же, не закончив войну на одном фронте, Германия бросилась на СССР. Опять же не помогли договоры о мире (пакт Молотова-Риббентропа). И опять без объявления войны коллективный Запад напал на СССР.
Это далеко не все параллели между двумя периодами, предшествовавшими войнам. Однако уже по ним можно заключить, что:
*элиты стран континентальной Европы не так уж противились приходу диктаторов. Скорее наоборот — охотно шли на уступки «завоевателям»;
*обеим войнам предшествовала дипломатическая неразбериха на континенте и неопределенное отношение к статусу как Наполеона (монарх или революционер?), так и Гитлера (диктатор или освободитель Европы от «красной чумы»).
*одинаковы в обоих периодах были отношения между Францией и Германией с Россией и Великобританией. И Франция, и Германия, видя в Великобритании врага, всё равно обрушивали свой гнев на Россию.
Во время войны
Рассмотрим также некоторые схожести уже непосредственно в военный период.
Первое совпадение в том, что обе кампании были рассчитаны на быстрое окончание войны. Наполеон, как и Гитлер, рассчитывал быстрой поступью пройти по территории России, делая ставку на мощь своей армии, стремительность и неожиданность.
Вторгшись на территорию Российской империи/СССР оба диктатора не стали активно привлекать местное население на свою сторону. В частности, Наполеон не решился поднять против царской власти нерусские народы — литовцев, латышей, эстонцев, финнов. Хотя к таким приемам он прибегал, и довольно успешно, раньше, например, в итальянской кампании 1796 года. Но в 1812 году он шёл в чужую страну как завоеватель, рассчитывающий только на силу штыка, желая силой взять то, что ему необходимо. Возможно, именно это и не позволило Наполеону использовать местное население: уж сильное было недовольство у народов Российской империи действиями пришельцев.
Что касается ВОВ, так в то время местное население, несмотря на тяготы жизни и некоторое недовольство большевиками, увидев действия захватчиков, в подавляющем большинстве вовсе в штыки приняли пришельцев. После зверств фашистов Гитлер уже и не мог рассчитывать на полноценное привлечение народов в своих целях. Да и хотел ли Гитлер вообще после войны продолжать сотрудничать с теми немногочисленными организациями, ставшими под знамена фашистов? Что бы там себе не придумывали пособники Гитлера (УПА, РОА и т.д.), но по плану «Ост» народы СССР на 75-85% должны были быть уничтожены, а сам Советский Союз должен был стать колонией Германии.
Вообще, если захватывая страны Европы, оба диктатора старались обходиться малой кровью, то в России/СССР война приобрела другой характер — это ещё один схожий момент. Продвигаясь на восток, и Наполеон, и Гитлер оставляли после себя выжженную землю. Отношение к населению было необоснованно жестокое, особенно в ВОВ. Уничтожалось не только население, но и инфраструктура и памятники архитектуры. К примеру, отступая из Москвы, Наполеон отдал приказ маршалу Мортье взорвать Кремль — какая в том была необходимость? Германия же не просто целенаправленно уничтожала памятники архитектуры, но и вывозила все наворованные ценности, произведения искусства и артефакты к себе, чего не делала в других захваченных странах (по крайней мере, не в таких чудовищных масштабах).
В самом плане стремительных кампаний прослеживается следующая закономерность. Наполеон, несмотря на желание стремительно провести войну, двигаясь к Москве, проявлял странную медлительность: на 18 суток задержался в Вильно. Эта пауза была рассчитана на то, что на Александра I будет оказано давление представителями московских родов, боящихся захвата Москвы. В частности, сестра императора Екатерина Павловна стала недвусмысленно намекать Александру на недовольство им. Дошло до того, что Александр I написал своей сестре письмо следующего содержания:
Комментарии 1