Размещение войск
Колонны мародеров и кочевников столь опасны и успешны не только из-за высокой численности. Мои исследования муравьев-мародеров показали, что их армии передислоцируются определенным образом, благодаря чему действуют весьма эффективно и тем самым снижают риск для колонии. Действия отдельных индивидов зависят от их величины. Рабочие особи мародеров различаются по размерам, причем такое различие выражено гораздо сильнее, чем у любого другого вида. Крошечные особи мелких рабочих муравьев (в моей условной классификации — «пехота») быстро двигаются в авангарде — в опасной зоне, где происходит первое столкновение войска с противостоящими колониями муравьев или другой добычей. Сами по себе мелкие рабочие особи не имеют шансов победить противника, если это не такой же по размерам муравей-разведчик одиночно охотящихся видов. Однако большое количество подобных насекомых, идущее в первых рядах войска, создаст серьезную преграду. Хотя некоторые из них могут погибнуть в бою, тем не менее им удается замедлить или обездвижить врага до того момента, пока не подойдет подкрепление в виде более крупных особей рабочей касты, известных как средние и крупные рабочие муравьи, которые нанесут жертве смертельный удар. Такие особи присутствуют в войске в меньших количествах, однако они гораздо опаснее, поскольку некоторые из них примерно в 500 раз тяжелее мелких муравьев.
Жертвенность мелких рабочих особей на передней линии фронта позволяет снизить смертность среди средних и крупных солдат, на выкармливание и сохранение которых колонии требуется гораздо больше ресурсов. Выдвижение наиболее легко заменимых бойцов в зону наибольшего риска— это старая и проверенная временем тактика. Древние обитатели Междуречья поступали подобным образом слегковосполнимым и легковооруженным ополчением из крестьян, которое сгонялось в подобие стада, и на него обрушивалось вес худшее, что только может принести война. В то же время элитная часть армии (из состоятельных граждан) имела самое ценное вооружение, в том числе защитное, что позволяло ей оставаться в относительной безопасности под защитой этих толп вовремя схватки. Как у людей армии могут победить врага, изматывая его. раня раз за разом и добивая атакой всего войска (тактика «разгрома по частям»), так и муравьи-мародеры выкашивают противников достаточно быстро, продвигаясь всей армией вперед и выматывая их, вместо того чтобы пытаться единомоментно противостоять вражеской мощи.
Помимо уничтожения представителей других видов муравьев и прочей добычи муравьи-мародеры активно защищают территории вокруг муравейников и охотничьи участки от вторжения других армий своего вида. Средние и крупные муравьи обычно держатся позади, пока каждый мелкий солдат не вцепится в конечности неприятеля. Подобные столкновения могут длиться несколько часов показываются более гибельными, чем схватки, случающиеся между мародерами и представителями других видов. Сотни крошечных муравьев сцепляются на территории в несколько квадратных метров, постепенно разрывая друг друга на куски.
Такой вариант рукопашного боя представляет собой наиболее обычную для муравьев форму уничтожения противника. Смертность среди членов большой колонии почти неизменно высока и напрямую связана с малой ценностью жизни отдельных особей. Муравьи, которые в меньшей степени способны противостоять сильному противнику в прямом столкновении, прибегают к использованию оружия большего радиуса действия, позволяющего им ранить или обездвижить врага, не приближаясь к нему. — например, оглушить соперника чем-то вроде слезоточивого газа, как делают рыжие лесные муравьи рода Formica, обитающие в Европе и Северной Америке, или бросить ему в голову мелкие камни, что характерно для муравьев Dorymyrmex bieolar из Аризоны.
Исследование, проведенное Найджелом Фрэнксом (Nigel Franks), сотрудником Бристольского университета в Англии, продемонстрировало, что способ нападения, практикуемый среди кочевых муравьев и мародеров, организован в соответствии с квадратичным законом Ланчестера — одним из уравнений, разработанных во время Первой мировой войны инженером Фредериком Ланчестером (Frederick Lanchester) для оценки потенциальных стратегий и тактик противостоящих сторон. Его математические выкладки показали, что когда на определенной территории происходит множество одновременных схваток, перевес в численности дает больше преимуществ, нежели более высокие качества отдельных бойцов. Поэтому только когда опасность нарастает, достигая экстремального уровня, более крупные особи муравьев-мародеров вступают в бой, подвергая себя риску
Итак, в силу того, что квадратичный закон Ланчеетера применим не ко всем случаям сражений между людьми, он также описывает не все ситуации в боях между насекомыми. Группа муравьев- рабовладельцев» (другое название — муравьи-амазонки) представляет собой одно из таких удивительных исключений. Определенные особи амазонок воруют расплод из атакованной ими колонии, чтобы в своем муравейнике вырастить из него рабов. Прочная броня амазонок (экзоскелст) и ножеподобные челюсти обеспечивают им в бою сверхвозможности. Поэтому они не боятся атаковать муравейник, защитники которого значительно превосходят их числом. Чтобы избежать гибели, некоторые муравьи-амазонки используют «химическую пропаганду» — испускают химические сигналы, вызывающие у атакованной колонии дезориентацию и удерживающие рабочих муравьев потерпевшей стороны от нападения на агрессоров. Такими действиями, как показали Фрэнке и его магистрант Лукас Партридж (Lucas Partridge) из Университета Бата, они меняют режим схватки, благодаря чему ее исход определяется другим уравнением Ланчестера. которое описывает сражения людей в определенный исторический период. Это так называемый линейный закон Ланчестера. показывающий бой. в котором соперники бьются один на один (чего достигают амазонки выделением химического сигнального вещества) и победа достается той стороне, чьи воины сильнее, даже если их противник имеет значительный численный перевес. Фактически колония, окруженная муравьями-рабовладельцами, позволяет атакующим разграбить муравейник, почти не оказывая сопротивления.
Среди муравьев боевая ценность каждой особи для колонии в целом связана с тем риском, на который она готова пойти в сражении: чем он выше, тем вероятнее, что насекомое погибнет от полученных повреждений, но и нанесет максимальный ущерб врагу. Например, стража, окружающая фуражировочные тропы муравьев-мародеров, состоит из рабочих самок старшего возраста, травмированных в схватках, которые обычно сражаются до последнего. В 2008 г. в статье для журнала Naturwissenschaften Деби Кассил (Deby Cassill) из Университета Южной Флориды написала, что только старшие (месячного возраста) огненные муравьи участвуют в стычках, тогда как подвергшиеся атаке рабочие особи недельного возраста убегают, а суточные падают и лежат неподвижно, притворяясь мертвыми. Тогда обычная для человека практика мобилизовать на воинскую службу здоровых молодых людей, если смотреть на это с позиций муравьев, может выглядеть бессмысленной. Но антропологи обнаружили некоторые факты, указывающие на то, что как минимум в нескольких культурах успешные воины всегда имели большее число потомков. Последующий репродуктивный успех мог сделать участие в сражениях стоящим такого риска — фактор, неприменимый к рабочим муравьям из-за их стерильности.
Контроль над территорией
Другие военные стратегии муравьев, аналогичные таковым у человека, стали известны в результате наблюдений за азиатскими муравьями-портными. Эти насекомые населяют полог большей части тропических лесов Африки, Азии и Австралии, где могут сооружать гигантские гнезда, расположенные сразу на нескольких деревьях, а их колонии насчитывают до 500 тыс. особей, что сравнимо с численностью крупных поселений некоторых кочевых муравьев. Портные напоминают кочевых муравьев и своей высокой агрессивностью. Несмотря на подобное сходство, эти два вида используют совершенно разные методы работы. В то время как кочевые муравьи не защищают территорию, поскольку в своих походах за добычей (муравьями других видов, которыми они питаются) перемещаются все вместе, колонии муравьев-портных заселяют и яростно отстаивают определенный участок, рассылая в разные его стороны своих рабочих, которые следят за проникновениями соперников вглубь этой зоны. Они умело контролируют происходящее на огромном пространстве в кронах деревьев, защищая несколько ключевых точек, например нижнюю часть ствола дерева, граничащую с землей. Подвесные гнезда, сделанные из листьев, располагаются в стратегических точках крон, и отряды бойцов выступают из них туда, где они необходимы.
Рабочие особи муравьев-портных также более независимы, чем у кочевников. Постоянные рейды кочевых муравьев способствовали ограничению их автономности. Из-за того что отряды этих насекомых существуют в условиях непрерывно перемещающейся колонны, они нуждаются в относительно небольшом количестве коммуникативных сигналов. Их реакции на появление врагов или жертвы крайне регламентированы. Муравьи-портные, напротив, бродят по своей территории более свободно и менее ограничены в своих реакциях на новые опасности или возможность чем-то поживиться. Различия образов жизни вызывают в уме контрастные картины строя армии Фридриха Великого и более мобильных на поле боя колонн Наполеона.
Муравьи-портные при захвате добычи и уничтожении врагов придерживаются стратегии, сходной с действиями муравьев-кочевников. Во всех случаях муравьи-портные используют действующий на коротком расстоянии привлекающий феромон, синтезируемый их грудной железой, который побуждает находящихся поблизости собратьев вступить в драку. Другие элементы «официального протокола» муравьев-портных специфичны для периода боевых действий. Когда рабочий возвращается после схватки с другой колонией, при виде проходящих собратьев он резко изгибает тело, чтобы предупредить их о происходящей стычке. В то же время на протяжении всего пути он выделяет другой химический секрет, вырабатываемый ректальной железой. В его состав входит феромон, побуждающий всех членов колонии следовать за этим муравьем к месту битвы. Более того, чтобы заявить права на ранее незанятое пространство, рабочие используют еще один сигнал, а именно производят дефекацию в определенных точках, почти как собаки, которые маркируют свою территорию мочевыми метками.
Комментарии 1