Также при правлении Императора Августа, его друг — богатый римский гражданин Меценат, поддерживал талантливых людей деньгами, чтобы они имели время для творчества. Имя Меценат стало нарицательным. Так и сегодня называют покровителей искусства, своими деньгами способствующих его развитию.
Римские зодчие оставили после себя прекрасные памятники архитектуры. Римляне создали единую греко-римскую культуру, которая в последующем составила основу византийской культуры и оказала огромное влияние на культуры славянских народов и Западной Европы.
До сих пор считаются непревзойдёнными такие архитектурные сооружения Рима, как: Пантеон, который считается «копией» космоса, Триумфальная арка, запечатлевающая церемонию триумфа, Амфитеатр Флавиев — Колизей, самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима, Новый Форум, который простоял 700 лет и был разрушен землетрясением, но одна секция сохранилась — рынок Трояна и другие.
Современных экономистов до сих пор восхищает древнеримская налоговая система. Она была организована таким образом, что чем больше какой-либо гражданин платил налогов, тем большим он пользовался уважением. Во многом в этом можно увидеть будущую основу протестантизма, освещающего богатство, как признак предрасположенности господа к индивиду.
Римские бани — термы, становились своеобразными центрами культуры и отдыха, поскольку включали в себя не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр, гимнастические залы. Бани, по сути, становились местом встречи друзей. Нередко в термах выступали с чтением своих произведений писатели и поэты.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА РИМСКОЙ ИМПЕРИИ
Роскошные частные дома, начиная с заката республики и далее, имели богато украшенные ванные комнаты, чтобы состоятельному владельцу и его семье не приходилось присоединяться к толпам в публичных термах, хотя многие всё-таки посещали их ради возможности общения. Туалет, видимо, располагался рядом с кухней, ближе к источнику воды в доме.
Жители в кварталах доходных домов не имели таких благ цивилизации и как существовали в таких условиях, не ясно. Многим, вероятно, приходилось носить воду из фонтана и пользоваться общим туалетом на нижнем этаже или публичными отхожими местами на улицах, а также публичными банями (местом, где можно было согреться зимой). Помои и нечистоты, выплёскиваемые из окон верхних этажей вниз на улицу, были неприглядной стороной повседневной жизни в Древнем Риме, что также практиковалось в Лондоне или Эдинбурге до относительно недавнего времени.
Жизнь небогатых римлян сопровождалась известной долей риска, в четырёх стенах их жилищ, по большей части обветшавших, и в Риме многие из них имели вошедшую в легенду краткую жизнь из-за шаткой конструкции.
Римляне не имели мебели в современном понимании этого слова. Они, подобно японцам, жили в полупустых, минимально обустроенных комнатах. Отличия в обстановке среднего римского дома времен республики и империи, определенно, были. В римское средневековье, как и в Англии, все ценное имущество римлянина, кроме одежды первой необходимости и простой грубой кровати и кушеток, состояло из набора грубых сельскохозяйственных орудий: заступа, лопаты, косы, серпа, молотка, топора, ножа, граблей, мотыги и плуга, а также военного снаряжения: короткого меча, щита и копья. У женщин были веретено, ткацкий станок, стул или табурет, камни для перетирания зерна в муку или мельница, немногочисленная глиняная посуда и металлическая утварь для приготовления пищи. Женские личные украшения в те далекие дни были немногочисленными и простыми: деревянный или костяной гребень, кольцо и пара больших брошей, несколько костяных или металлических шпилек для волос, возможно, браслет или два, несколько пар сережек, хранимые в простой терракотовой или самшитовой шкатулке для безделушек, а также полированное металлическое зеркальце. У детей были немногочисленные простые игрушки и игры.
В так называемом золотом веке Римской империи, приблизительно 300 — 400 лет спустя, картина была совершенно другая. Исчезли маленькие лачуги и домики, вместе с ними исчезло боевое оружие, а также сельскохозяйственные инструменты. Для того чтобы найти веретено и ткацкий станок, следовало заглянуть в жилища рабов некоторых больших домов, хотя там и сям пара-тройка семей, гордящихся тем, что соблюдают древние традиции, никак не составляла подавляющего большинства. На чердаках лачуг и в тесных кварталах бедноты ничто не занимало места этого почитаемого традиционного оборудования. Марциал, скорбя о бедности римлян, описывал жалкие пожитки при переезде: хромоногое низкое ложе и столик на трёх ножках, а с ними фонарь, миска, треснувший и протекающий ночной горшок, горлышко большой бутыли, закатившееся под позеленевшую медную жаровню, и смердящий кувшин. Всё это, с добавлением нескольких изорванных покрывал на постели, ножей и ложек, сосудов для питья и, возможно, пары потёртых старых сундуков, составляло основное имущество тысяч обедневших римлян.
Чем выше римлянин взбирался по социальной лестнице, тем больше он тратил на меблировку своего дома, но деньги уходили не столько на количественное приумножение предметов домашнего имущества, сколько на приобретение высококачественных товаров.
Нет комментариев