Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового
искусства.Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга.
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Городецкая роспись берет начало от резных прялок, которые в
Городце имели свою особенность: донце и гребень. Для украшения донец местные мастера использовали своеобразную технику инкрустации: из дерева другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубления, например, темный мореный дуб рельефно
выделялся на светлой поверхности донца. Так, при помощи всего двух оттенков дерева и несложных инструментов городецкие мастера превращали поверхность обычной доски в настоящую картину. Несколько позже начали использовать подкраску – яркие желтые, синие, зеленые и красные цвета делали донце еще более красочным и нарядным.
Возрастающая необходимость увеличения производства прядильных донец навело мастеров на мысль, что технику декоративного оформления необходимо упростить. Поэтому, начиная со второй половины XIX века, трудоемкая и сложная техника инкрустации была заменена обычной резьбой с подкраской, а к концу XIX века на
городецких донцах начинает преобладать живописная манера украшения.
Основное впечатление в росписях дают жанровые
сцены – очень вольные, условные по характеру, декоративные по форме, и иногда граничащие с шаржем. Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства. Значительную долю занимают цветочные мотивы,
написанные широко и декоративно. Интересно и то, что в городецкой росписи часто встречаются сочетания жанровых реалистичных мотивов и идеализированных, декоративных образов животных и птиц.
В городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу.Используемые цвета : напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Роспись ведется кистью, свободным
ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.
Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – краски, приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный.
Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами.
Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской.Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая роспись состоит из таких элементов,
как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки.
После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком.
#городец #роспись #пано #прялка #лошадь #промысел #россия
Комментарии 2