— У Mail.Ru Group есть собственная система RTB [Real Time Bidding — рекламный аукцион в реальном времени], которая не интегрирована с другими подобными проектами. Поэтому специализирующиеся на RTB агентства сетуют, что они могут сразу покупать инвентарь на «Яндексе» и Google, а к вам надо заходить отдельно. По их мнению, это ваше технологическое упущение.
— На самом деле мы вообще стратегически не верим в RTB как в технологию. Кстати, как и Facebook. Обратите внимание: Facebook потихоньку отказывается от RTB, потому что на площадках с большим охватом интереснее выбирать сегменты аудитории, чем продавать каждый показ или перепоказ. Поэтому нам это не очень интересно. Это, наверное, отдельный большой разговор, почему сама технология RTB, на наш взгляд, не очень эффективна.
— Одно из направлений, которое вы планируете наиболее активно развивать, — это таргетинг?
— Благодаря тому, что у нас есть социальные сети, мы знаем пользователя и в вебе на десктопе, и в мобильных устройствах. Мы можем и будем дальше увеличивать количество таргетингов и делать возможность формирования кастомных таргетингов. То есть фактически делать любой таргетинг, который нужен рекламодателю. Или — что, на мой взгляд, более интересно реализовать и на что есть большой спрос — делать динамический ретаргетинг, который позволяет добиться практически такой же эффективности, как поисковый запрос, но только в социальных сетях и в более нативных форматах. Человек, посетивший сайт в поисках какого-то товара, через минуту может увидеть благодаря ретаргетингу рекламу альтернативного товара на нашей площадке.
— По поводу таргетинга довелось услышать такое мнение. Он, безусловно, хорош для рекламодателя, поскольку позволяет снизить стоимость рекламной кампании: ты платишь за контакты только с той аудиторией, которая тебе действительно нужна. Но для площадки, у которой избыток инвентаря, развитие таргетинга не очень-то и выгодно: рекламные бюджеты, пусть и с наценками за таргетинг, уже не растут так, как раньше, а свободный инвентарь только увеличивается.
— У нас весь инвентарь распродан, и его не хватает. Часть у нас продается по CPM [Cost Per Mille — цена за 1000 показов] как медийный инвентарь, часть — в аукционе. В аукционе — он просто так устроен по свой логике — весь инвентарь распродается. Это просто вопрос цены, чистая математика. Что касается инвентаря, который продается не в аукционе, мне неизвестны времена, когда был бы его избыток. Поэтому чем более сегментировано мы будем продавать нашу аудиторию, чем более точно мы будем формировать конечные продукты, тем эффективнее будут наши продажи. Очень многие наши клиенты, если не все, анализируют эффективность своих кампаний. Если первая часть уравнения — это CPM, а вторая — CTR [Click-Through Rate — соотношение кликов на сообщение к количеству его показов], то таргетинг напрямую закладывается в эту формулу как показатель, увеличивающий CTR и, соответственно, стоимость рекламы.
«ОТДЕЛЬНО МОБИЛЬНАЯ РЕКЛАМА, СКАЖЕМ ТАК, У ОФЛАЙНОВЫХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ ПОКА НЕ ТАК ВОСТРЕБОВАНА. ХОТЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОНА ВСЕМ ИНТЕРЕСНА»
— Осенью 2014 года Mail.Ru Group наконец-то стала единственным владельцем сети «ВКонтакте». Та самая Big Data этой сети объединена уже с данными других проектов группы — «Одноклассников», «Моего Мира» и т.п.?
— Если вы говорите о рекламном таргетинге и вообще обо всем, что связано с рекламными технологиями, то весь мобильный инвентарь, включая «ВКонтакте», у нас продается через myTarget. На десктопах мы на сегодняшний день продаем в myTarget инвентарь «Одноклассников», во «ВКонтакте» — инвентарь «ВКонтакте». Но для тех рекламодателей, кому это интересно, мы можем делать кросс-охватные или кросс-частотные истории.
— Сейчас это делается вручную или уже все автоматизировано?
— В течение этого года мы будем работать над тем, чтобы сделать этот процесс максимально автоматизированным.
— На Западе исследовательские компании кооперируются с социальными медиа и создают на их базе панели. Условно говоря, Nielsen договаривается с Facebook, а Kantar — с Twitter, или наоборот. По идее к вам должна стоять очередь из исследовательских фирм, чтобы создать свою потребительскую панель на базе «ВКонтакте» или «Одноклассников». Однако, как говорят сами исследователи, пока спроса на такие данные нет.
— Мы ведем переговоры с TNS по поводу развития исследований, особенно мобильных, а также сочетания телевизионных исследований и digital-измерений, в которых будут задействованы и наши ресурсы. Но пока подробно об этом говорить рано. Что касается исследования потребительских предпочтений, как раз недавно мы запустили направление Big Data, и оно должно развивать в том числе и такие панели. Почему исследовательские компании этого не делают и дедовским методом обзванивают людей, не знаю. Ресурсы есть.
— Во всех финансовых отчетах Mail.Ru Group упоминается, как важно для нее развитие рекламы на мобильных устройствах. И хотя конкретные цифры вы не раскрываете, доля доходов от мобильной рекламы у вас наверняка на порядок ниже, чем у Facebook. Что тут является сдерживающим фактором? Вы не можете предложить клиентам привлекательные для них инструменты или пока рекламодателям это не очень-то и нужно, у них просто еще недостаточно развиты те же мобильные сайты, куда можно приводить аудиторию?
— Хороший вопрос! Самым быстрорастущим сегментом внутри нашей рекламной выручки сегодня является мобильная реклама. Но она действительно пока растет в основном за счет той же мобильной экономики — производителей аппов [от application — приложение], которые размещают рекламу аппинсталлов [от appinstall — возможность скачать приложение]. Или когда такая реклама является кросс-девайсом с десктопом, и это промопосты, где продается и мобильный, и десктопный охват. А отдельно мобильная реклама, скажем так, у офлайновых рекламодателей пока не так востребована. Хотя потенциально она всем интересна. Понятно, что рекламодатели должны быть там, где их аудитория, но пока не все нащупали, что и как делать с этой аудиторией. У когото пока все не очень хорошо с точки зрения их собственных мобильных сайтов и приложений. Кого-то смущает то, что измерения мобильной аудитории еще не полностью налажены внешними исследователями. Кто-то, наверное, в целом консервативен в этом вопросе. Но это нормально. Так всегда бывает со всем новым.
— Есть ли у Mail.Ru Group понимание, как потребитель реагирует на нативную рекламу, столь востребованную как раз на мобильных устройствах?
— Нативной рекламой сейчас называют самые разные вещи — от наших промопостов в социальных сетях до фактически эдверториала [от advertorial — реклама под видом обычной статьи] в СМИ.
— Проще говоря, пресловутой «джинсы».
— На конкретно нашу нативную рекламу, могу уверенно сказать, пользователи реагируют хорошо. У такой рекламы, прежде всего, лучше показатели эффективности, чем у других форматов. Мы видим, что она не вызывает раздражения. И не только мы. Есть западные социальные сети, в первую очередь Facebook, которые движутся в ту же сторону.
«В КРИЗИС ПРОДАЖИ СТАНОВЯТСЯ ВАЖНЕЕ КАКИХ-ТО БОЛЕЕ ЭФЕМЕРНЫХ ВЕЩЕЙ»
— Как Mail.Ru Group в целом намерена конкурировать с ТВ за бюджеты рекламодателей? В январе доллар вновь подорожал до 80 руб. и больше, так что не исключено, что компании на фоне неизбежного падения потребительского спроса вновь будут урезать свои маркетинговые бюджеты.
— Не обязательно рост курса приводит к снижению рекламных бюджетов. Пока значительных скачков вниз в потреблении нет. А маркетинг при этом стал дешевле. Особенно для транснациональных компаний, которые ведут свою отчетность в долларах или евро. Стоимость продукции в ритейле у них повысилась точно не пропорционально медиаинфляции. Соответственно, доля затрат на рекламу по отношению к выручке снизилась. То есть привлечение нового потребителя стало дешевле. Если говорить про Mail.Ru Group, то в мобильной рекламе у нас огромное количество иностранных рекламодателей — китайских, американских, европейских. Для них продвижение приложений у нас из-за девальвации рубля стало еще более привлекательным. Наконец, преимущество интернета в том, что в него и так идет естественный перенос бюджетов.
— Опыт предыдущего кризиса показывает, что рекламодатель, сокращая бюджет, оставляет в первую очередь ТВ.
— В 2008 году интернет еще не был таким большим. Не мной и не сегодня сформулирован принцип: бюджеты следуют за аудиторией. Понятно, что доля интернета, прежде всего мобильного интернета, будет и дальше увеличиваться. Просто потому, что сейчас очень большое потребление «мобилки», а Power Ratio [соотношение доли на рекламном рынке к доле аудитории; показатель того, насколько эффективно монетизируется аудитория] пока очень маленький. Вообще телевидение и интернет во многом дополняют друг друга. ТВ хорошо для больших охватных кампаний по построению бренда, но затем должен следовать digital, который будет выполнять уже более конкретные задачи по продажам. И, кстати, в кризис продажи становятся важнее каких-то более эфемерных вещей типа знания бренда. Так что это еще один из факторов, позволяющих нам достаточно оптимистично смотреть на этот год. Хотя прогнозировать, какой будет курс и как он повлияет на рекламный рынок, я точно не возьмусь.
— Поскольку вы упомянули про тесную связь ТВ и интернета, нельзя не задать такой вопрос. Основной акционер Mail.Ru Group Алишер Усманов вместе со своим партнером Иваном Тавриным еще является и совладельцем телевизионного холдинга ЮТВ. Тот в конце прошлого года получил контроль над «СТС Медиа». У Mail.Ru Group гигантская аудитория в интернете, у ЮТВ и «СТС Медиа» — многомиллионная армия телезрителей. Будет ли какаято синергия между этими активами?
— Мы будем обсуждать разные варианты.
— Лаконично. Тогда позвольте вопрос про показатели Mail.Ru Group. В третьем квартале пусть и незначительно — всего на 0,6%, до 2,8 млрд руб. — снизилась выручка от нерекламной монетизации социальных сервисов. Справедливо ли утверждать, что это следствие роста мобильной аудитории «Одноклассников» и «Моего Мира», которую уже не так легко, как на десктопах, монетизировать за счет дополнительных услуг, прежде всего всевозможных виртуальных подарков?
— Выручка снизилась незначительно, а посмотрите, как при этом изменилось соотношение десктопной и мобильной аудитории в пересчете на ежедневных активных пользователей. Но в целом, конечно, не все сервисы и механики из большого экрана копируются и перетекают на экран телефона. Наша команда работает над этим.
— У Mail.Ru Group есть несколько мессенджеров, есть собственный поиск. Каковы перспективы этих проектов? К примеру, какая задача стоит перед поиском: догнать по доле Google, обогнать «Яндекс»?
— Наш поиск дополняет остальные наши продукты, прежде всего главную страницу Mail.Ru. Перспективы у него такие же, как у любого другого поиска, который сложно мигрирует на мобильные устройства. Люди на «мобилке» меньше ищут, они сразу идут в специализированный апп. Здесь мы в таком же положении, как и «Яндекс». Если говорить о мессенджерах, то на мобильных устройствах они очень востребованы. Поэтому есть план серьезного перезапуска ICQ, который будет ориентирован на видео.
Нет комментариев