Ярослав Мордовцев
Содержание:
Прообраз, символ и аллегория
Роль прообразов до пришествия Спасителя
Доказательства правдивости прообразов в Новом Завете
Значение прообразов для ветхозаветных людей
Таинство Причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается (Лк. 22:19-20).
В первые десятилетия после смерти и воскресения Христа у Церкви не было ничего, кроме памяти о Нем.
После крестной смерти Учителя Его ученики стали собираться на Евхаристию (от греч. «благодарение») для преломления хлеба в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа Спасителя. Евхаристия стала той основой, на которой строилась христианская Церковь. Ведь в первые десятилетия после смерти и воскресения Христа у Церкви не было ничего, кроме памяти о Нем: еще не было Евангелия, не было сформировавшегося догматического и нравственного учения. То, что соединяло учеников, что, собственно, и делало их Церковью, была их совместная жизнь во Христе, их память о Спасителе, которая находила свое максимальное выражение в Евхаристии, когда они причащались Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина в воспоминание о Его смерти и воскресении.
Таинство Причащения было задумано Богом в вечности еще до творения этого мира. Бог на протяжении тысячелетий перед Своим Воплощением прикровенно открывал человечеству эту величайшую тайну в виде пророчеств и типологических действий, прообразов. Это отражено в Священном Писании Ветхого Завета. Поскольку Священное Писание обладает бесконечным смыслом и глубиной, каждый христианин нуждается в наличии ключа к пониманию этого драгоценного сокровища, так как усвоить Божественную Премудрость ограниченный человеческий разум сам по себе не способен. Таким инструментом понимания являются писания святых отцов Православной Церкви. Только через призму святоотеческого видения христианин может познавать Слово Божие.
Хотелось бы несколько подробнее остановиться на святоотеческих толкованиях мест из Священного Писания, указывающих на Таинство Евхаристии, а именно, рассмотреть прообразы и пророчества Таинства Евхаристии в Ветхом Завете и их святоотеческое толкование, преимущественно Отцов первого тысячелетия.
Разговор об этом длинный, и начнем мы его с определения того, что такое прообраз и чем он отличается от пророчества, чтобы далее, приступив к их толкованиям святыми отцами, не возникало дополнительных вопросов.
ПРООБРАЗ, СИМВОЛ И АЛЛЕГОРИЯ
В священной истории Ветхого Завета содержится большое количество фактов, которые именуются прообразами. Греческое слово τύπος и латинское figuraприменяются для обозначения символов, особенно характерных для библейского языка, а именно прообразов.
Чтобы нам лучше понять смысл прообразов, сравним это понятие с символом и аллегорией, которые, наряду с прообразами, также встречаются в книгах Священного Писания. Каково их соотношение?
С помощью символа невозможно почерпать всю полноту прообраза. Если полнота символа вмещает в себя, как и прообраз, некую часть сокровенной сущности предмета или явления, то в нем отсутствует то могучее воспитательное начало, которое имеет место в прообразе и составляет его великую силу. Символ отвлечен, в нем нет категорического императива по отношению к поведению человека. Символ и символизм только констатирует наличие в земной действительности несовершенных отражений более реальных, потусторонних, предметов и явлений. Символ и символизм от самого человека не требуют выявить собственную реальность, то есть очиститься от грехов, сбросить с себя ветхого человека. Ни к чему не обязывая человека, главного участника «реального», символизм тем самым отвергает реальность ожидаемого им реального и делает из него простую абстракцию. Прообразы не вмещают в себя идею предсказания, они требуют от человека духовно — нравственной дисциплины. Только при этом непременном условии перед человеком открываются духовные глубины.
Прообраз есть предызображение в лицах, событиях и в священных вещах и действиях Ветхого Завета того, что в Новом Завете относится к Лицу Иисуса Христа и основанной Им Церкви
Прообраз отличается и от аллегории. Когда апостол Павел называет прообраз словом ἀλληγορούμενα (см.: Гал. 4:24), то следует понимать под этим термином общее понятие, в котором прообраз содержится как часть в целом. Аллегория, как продолженная метафора, состоит только в образе выражения мыслей словами, которые понимаются в переносном смысле, а прообраз заключается в самом действии, по которому один предмет, или личность, или событие в известном отношении предсказывает в будущем другой. В аллегории подобие одного предмета другому основывается на естественных его свойствах и действиях, а в прообразе — на сверхъестественных, соотнесенных Самим Богом действиях ветхозаветных с новозаветными. Далее, аллегория может иметь отношение ко всякому периоду времени, например, изображение Бога под образом солнца и действие Божественного Промысла под видом света и теплоты солнца может подходить ко всякому времени, тогда как прообраз имеет смысл пророческий — отношение только к одному будущему времени. Прообраз есть предызображение в лицах, событиях и в священных вещах и действиях Ветхого Завета того, что в Новом Завете относится к Лицу Иисуса Христа и основанной Им Церкви.
Хотя прообразы обычно имеют исторического значение, их благоговейно чтят за вложенный в них пророческий смысл. Рассматривая историю Церкви в целом (то есть Церковь ветхозаветную и новозаветную), мы убеждаемся прежде всего в том, что прообразы не являются случайными и изолированными в общем ходе священной истории: они оказываются вполне закономерными и связанными глубоким соответствием со многими фактами новозаветной истории.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев