Павел Сизинцев
Сегодня православному человеку все сложнее разобраться в самом себе, осознать свою личность, понять, в чем его истинные склонности. Все это связано с манипулятивным воздействием современной жизни ― обращению к эмоциям, низменным чувствам окружает со всех сторон. Как следствие, в личности происходит некритическое восприятие внушаемых установок, достижение ложного состояния при котором зло встает на место добра. Для того, чтоб этого не происходило, нужно понимать, что человек несет в себе Образ Бога и подробнее узнать об этом в учениях Отцов Церкви.
Содержание:
Понятие «образ Божий» в Ветхом Завете
Понятие «образ Божий» в Новом Завете
Отличительным признаком книг Священного Писания является их богодухновенность (2 Тим. 3:16). Поэтому Священное Писание имеет две стороны — Божественную и человеческую. Божественная сторона состоит в том, что Священное Писание заключает в себе Богооткровенную Истину. Сторона человеческая в том, что вечная Истина выражена на языке людей древней эпохи, имеющих свою культуру и представления о мире.
ПОНЯТИЕ «ОБРАЗ БОЖИЙ» В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Само наименование «Ветхий Завет» введено в употребление апостолом Павлом (Евр. 8,13). В то же время, выявлено, что на понятии «образа Божия» покоится ветхозаветное учение о человеке, изложенное в книгах Бытия, Второзакония и Премудрости Соломона (Быт. 1:26-27, Втор. 4:12-13, 14-15, 19, Прем. 7:24-26).
В книге Премудрости Соломона описана Премудрость Божия, которая «подвижнее всякого движения...сквозь все проходит и проникает... Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя. Она есть отблеск вечного света и зеркало действия Божия и образ благости Его. Она может все» (Прем. 7:24-26.).
Ветхий Завет учит, что люди созданы по образу и подобию Божию (Быт. 1:26-27), в православном же учении Бог есть Троица. Текст Библии о сотворении человека повествует: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27).
«Образ Божий» ― есть заданный Богом потенциал для достижения каждым человеком провиденциально предусмотренного Господом идеала человеческого развития в виде Иисуса Христа
Человек по свидетельству Ветхого Завета может быть проводником воли Бога, в виде глашатая Заповедей (Моисей), пророка, возвещающего Глас Божий (Исайя), или пророка ― толкователя снов (Даниил). Иными словами, человек, имея образ Божий, способен быть носителем Божественных свойств, обладать дарами пророчества, ведения будущего, знания Божественных истин.
Что в данном контексте означает «образ Божий»? В Библии не указывается, какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ. Поэтому Святые Отцы Церкви пытались каждый в свою меру разрешить этот богословский вопрос. Одни видели проявление образа Божия в разуме, другие в свободной воле, третьи ― в потребности самоидентификации, но все сходились в том мнении, что образ Божий состоит в уникальной способности человека отражать Божественные совершенные свойства.
Бог же, согласно книге Бытия, «создал...человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Приведенный фрагмент служит ветхозаветным подтверждением наличия конкретной связи бестелесной души человека, (полученной через «дыхание жизни» непосредственно от Бога) со всеми качествами «образа Божия», присущими собственно Богу.
Следовательно, понятие «образ Божий» должно относиться к бестелесной душе. А присущие Богу свойства: бессмертие, свободная воля, мудрость, любовь, милосердие и другие ― в каждый момент творения нового человека тут же становятся присущими этому человеку, и остаются с ним от рождения до смерти.
В полной мере носителем всех этих Божественных качеств является Господь Иисус Христос, «который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1:8-12), по словам апостола Павла.
Обобщая вышеприведенные рассуждения и примеры ветхозаветных текстов, допустимо предположить, что все высшие благородные свойства и уникальные способности души при рождении даны Богом и являются выражением образа Божия. По сути дела, «образ Божий» ― есть заданный Богом потенциал для достижения каждым человеком провиденциально предусмотренного Господом идеала человеческого развития в виде Иисуса Христа.
Ветхозаветная традиция, древнееврейские толкования и сам метод мышления резко отделяли восприятие Бога от любых доступных человеку форм познания или ассоциаций
Причем, идеала, заданного через христианскую перспективу развития человека, ее начало, жизненный путь, требуемый от человека и его завершение в вечности. Начало ― это Адам, первозданный человек, итог завершения развития человека ― Богочеловек Иисус Христос. Господь открыл величайшую из тайн бытия человечеству через книгу Бытия, и человек и люди в целом появились не случайно, не в ходе эволюции, но вследствие дарования Богом Своего образа человеку через Божественную ипостась Иисуса Христа.
Парадоксально, но тема образа Божия почти не интересовала ветхозаветную антропологию[1]. В редких текстах Ветхого Завета встречается повторение понятия «образ Божий», но нигде нет его детально-понятийной разработки. Так, например, в книге Премудрости Соломона написано только, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23).
Развивать понятие «образ Божий» в полной мере стали именно Святые Отцы Церкви, объединяя в своих богословских трудах апостольское учение о Христе как образе Бога невидимого (Кол. 1:15) с ветхозаветными свидетельствами о сотворении человека по образу Божию (Быт. 1:27). Мнение, о том, что Перворожденный всей твари есть образ Божий, а человек сотворен по нему подтверждается фразой из комментариев святителя Иоанна Златоуста на послание к Колоссянам: «по образу Христову, ибо это и есть по образу Творца»[2].
Следует отметить, что по Священному Писанию весь человеческий род происходит именно от Адама и Евы. Из текста книги Бытия, написанного перед созданием Адама, следует, что «Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли» (Быт. 2:5).
Отсюда, однозначно, следует, что, до Адама людей на земле не существовало. Также Ева в дальнейшем тексте называется Праматерью и «матерью всех живущих» (Быт. 3:20). Этот факт находит свое подтверждение в Новом Завете, где апостол Павел свидетельствует, что Бог «от одной крови произвел весь род человеческий...» (Деян. 17:26).
В то же время, буквальный анализ фрагментов Ветхого Завета в отношении понятия «образ Божий» показывает значительный разрыв между понятиями Божественным и человеческим в те времена. Он так разделял сознание, что в ветхозаветных представлениях о человеке почти не проводилась связь между собственно человеком, как носителя образа Божия, и Богоподобием.
«В чисто еврейской букве, интерпретируемой из исторического редактирования Ветхого Завета, нет почти ничего для какого-нибудь религиозного богопознания или же антропологии, основанных на понятии образа Божия»,[3] ― отмечал православный богослов В. Н. Лосский. Можно отметить, что древнееврейское богословие не считало продуктивным широкое обсуждение и применение понятия «образ Божий» и подробное его толкование, не говоря уже о понятии «личность», которое вообще не фигурирует в Ветхом Завете. Возможной причиной этого было буквальное толкование Моисеева закона, основанного на требовании исполнения Второй из Десяти Заповедей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в воде, не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь Бог твой (Исх. 20:4-5)». Из этого текста, по мнению ветхозаветных толкователей Законов Моисея ― фарисеев и книжников, следовало, что познание образа Бога в человеке, (несмотря на прямое указание его существования в тексте книги Бытия (Быт. 1:26-27.)), как одного из видов изображения Бога, якобы противоречит как исполнению, так и смыслу данной Заповеди.
Богопознание ветхозаветных евреев было ограничено принципом непознаваемости Бога, сущность которого не может быть выражена никаким именем и не объяснена никаким понятием в силу ее бесконечного совершенства. Человек в данной иерархии признавался единственным существом, способным властвовать над миром и действовать в высших сферах. Так понимался и акт сотворения людей в книге Бытия: «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами и всяким животным» (Быт. 1:27-28).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев