С моей точки зрения, криптовалюты — явление не финансовое или экономическое, но социальное. В данном социальном явлении бросаются в глаза его психическая и духовная стороны. Но, что удивительно, те, кто, казалось бы, должны были помочь нам разобраться в этом психическом и духовном феномене, хранят полное молчание. Наука, называющая себя "социальной психологией", почему-то не замечает феномена криптовалют.
В социологии уже давно выделилось в качестве самостоятельного такое направление, как социальная психология. А в рамках социальной психологии, в свою очередь, в конце XIX века возникло такое направление мысли, как "психология толпы". Наиболее известные исследователи психологии толпы: Гюстав Лебон, Вильфред Троттер, Габриель Тард, Зигмунд Фрейд, Элиас Канетти. Из наших отечественных исследователей этой темой основательно занимался известный медик, психиатр и антрополог Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927 гг.). Свои мысли по поводу толпы как социального феномена Владимир Михайлович изложил в работах "Роль внушения в общественной жизни" (1898 г.), "Объективная психология" (1907 г.), "Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки (1911 г.), "Коллективная рефлексология" (1921 г.).
Французский философ, социолог, антрополог и психолог Гюстав Лебон (1841-1931 гг.) в своей известной книге "Психология народов и масс" (1893 г.) ввёл понятие "коллективной души" для того, чтобы объяснить многие явления социальной жизни, кажущиеся на первый взгляд иррациональными:
Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворённая толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.
Гюстав Лебон объяснял духовное единство толпы механизмом заражения — механического распространения аффекта от одного члена к другому по типу инфекционного заболевания. Другие исследователи, подобно Стэнли Милгрэму и Точу, полагали, что видимая психическая однородность толпы может также объясняться механизмом конвергенции: сходно мыслящие и чувствующие индивидуумы имеют тенденцию собираться вместе и объединяться в толпу. Таким образом, однородность скорее предшествует, нежели вытекает из принадлежности к толпе.
Феномену толпы, как отмечают упомянутые выше авторы, присущи следующие отличительные признаки: 1) духовное единство или "умственная однородность"; 2) повышенная эмоциональность; 3) преобладание эмоций над интеллектом, ярко выраженная иррациональность; 4) утрата ответственности вследствие анонимности; 5) ослабление контроля над страстями; 6) впечатление всеобщности (см.: Гринберг М. Психология толпы // Энциклопедический словарь юридической психологии). Исследователи психологии толпы часто используют понятие "деиндивидуализация", оно означает утрату человеком собственного Я, самосознание подавляется нормами толпы. Начинает доминировать то, что принято назвать "коллективное бессознательное".
Как отметил один современный российский психолог, "толпа — это эволюционная регрессия человека до уровня дикаря".
Криптовалюты в свете теории "толпы"
Я не социолог и тем более не специалист в области социальной психологии, но видно невооружённым глазом, что феномен современной криптовалютной горячки полностью подпадает под определение "толпы", как её понимали Густав Лебон, Владимир Бехтерев и другие исследователи.
Особенно очевидным признаком криптовалютного сообщества как "толпы" является ослабление интеллекта, иррациональность заявлений и поступков. Мне приходится дискутировать на разных площадках по теме криптовалют. Мои оппоненты призывают заниматься майнингом криптовалют, а также инвестированием в них. На мой вопрос, являются ли инвестиции рискованными, они вынуждены соглашаться, что они именно таковы. На мой вопрос, знают ли они, когда произойдёт обвал долговой пирамиды, и в какой момент времени надо выходить из игры, они ничего внятного ответить не могут. И так далее в том же духе. Но что удивительно: многие мои оппоненты считают себя "интеллектуалами". Почему? Потому что разбираются в компьютерах и компьютерных программах, оперируют специальной терминологией, недоступной простым смертным ("блокчейн", "пиринговые сети", "токены", "хэш-цепочки", "майнинг" и т. п.), сутками сидят за мониторами компьютеров и изучают мировой рынок криптовалют и т. д.
Нет комментариев