Царство сатаны
У порога Геенны огненной
Священное Писание предсказывает, что перед концом мира чрезвычайно усилится деятельность падших духов. В те времена многие люди, утратив веру, начнут увлекаться оккультизмом и открыто служить бесам. Жалея гибнущих людей, Господь будет пытаться вразумить грешников разными бедствиями, но большинство из них станут словно слепыми и глухими «и не раскаются они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем» (От. 9:21).
То будет время, когда сатана, сдерживаемый дотоле силой воскресшего Христа, на малое время получит известную свободу обольщать людей, отвернувшихся от Бога. Книга Откровения в 20-й главе весь период времени от воскресения Христова до конца мира обозначает символическим числом в тысячу лет. Апостол Иоанн в пророческом видении увидел «Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет. И низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет. После же сего ему должно быть освобожденным на малое время... И выйдет обольщать народы ...» (Откр. 20:1—8). По мнению святых отцов, «связание дракона» относится к моменту воскресения Христова, когда сатана потерял свою прежнюю власть над грешниками, искупленными кровью Христовой, и оказался ограниченным, «скованным» в своей деятельности в мире. Тысяча лет обнимает весь период от воскресения Христова до времен перед концом мира, когда сатана, пользуясь отступлением людей от веры, снова получит власть над ними — но на самое короткое время. Тогда согласно образному видению книги Откровения его духи, словно адская саранча, как бы наполнят самую атмосферу, которой дышат люди, т.е. проникнут во все стороны общественной жизни: «И вышел дым из кладязя бездны, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя. И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы ... И царем над собой она имела ангела бездны [дьявола], имя которого по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (губитель) ... Горе живущим на земле, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!» (От. 9:2—2,11, 12:12).
Спеша погубить максимальное количество людей, дьявол всю свою власть передаст Антихристу (всемирному правителю и врагу христианства), «которого пришествие по действу сатаны будет со всякой властью, и знамениями, и чудесами ложными» (2 Фес. 2:9). Главный помощник его, Лжепророк, разными ложными чудесами будет обольщать людей и «творить великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю пред людьми» (От. 13:13). То будут, конечно, не настоящие чудеса, а разные усовершенствованные фокусы, совершаемые с помощью нечистых духов (От. 16:14).
То будут времена исключительно суровых гонений на верующих. По причине неверия и развращения человечества Антихристу будет попущено «вести войну со святыми [верующими во Христа] и победить их» (От. 13:7). Но это будет только внешний и кажущийся успех. Сама Церковь останется непоколебимой, как Господь обещал: «Создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мт. 16:18). При Антихристе она лишь уйдет в подполье.
Но самый успех дьявола в те времена будет предвещать его скорую и окончательную гибель. Наконец исполнятся древние предсказания: «В тот день поразит Господь мечем Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис. 27:1). Тайноведец Иоанн Богослов увидел в пророческом видении, как «схвачен был зверь [антихрист] и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним ... и оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой... После сего ... диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будет мучиться день и ночь во веки веков» (От. 19:20, От. 20:10).
Таков полный и всесокрушительный конец возгордившегося денницы, отступивших с ним духов и всего их мрачного царства! С низвержением их в геенну кончатся все соблазны, насилия, ложь и всякое зло в мире и начнется вечное блаженство спасенных. Это радостное время близится, но мы должны быть особенно бдительными в своей преданности Христу и понуждать себя гореть верой, чтобы не оказаться увлеченными потоком соблазнов, которые сатана направит против человечества накануне своего полного поражения. «Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).
Заключение
Итак, дьявол и бесы являются реальными, а не воображаемыми существами, которые представляют для нас большую и постоянную опасность. Хотя они не имеют власти над верующими в Христа, однако они пользуются греховностью людей, чтобы порабощать их и толкать на разные преступления. Поэтому надо всячески остерегаться грехов и стараться жить праведно и свято. Надо помнить, что падшие духи очень искусны в обольщении людей и обладают огромным опытом. Все свое время и усилия они направляют на то, чтобы отвести нас от Господа и погубить. Господь ограничивает их деятельность и защищает нас от их козней. Однако Он допускает им соблазнять нас ради нашей же духовной пользы, чтобы мы не ленились, а жили бдительно и росли духовно.
Господь Иисус Христос дал нам мощные средства для отражения злых духов: Свое Имя, молитву, Крест, святую воду и особенно Святое Причащение. Будем пользоваться этими средствами и жить для добра, пока достигнем тихой пристани Царства Небесного! Аминь.
Приложение
Предостережение экзорцистам
По статье профессора Московской духовной академии Алексея Осипова.
Как никто без нужных знаний и мер предосторожности не должен лечить опасные инфекции, так и никому не следует самонадеянно брать на себя роль экзорциста (профессионального изгнателя бесов). Демоны крайне коварны и мстительны, и человек, вступающий с ними в поединок, если не вооружен глубокой верой, смирением и благодатью Пресвятого Духа, может очень больно поплатиться.
Вероятно по этой причине Лаодикийский собор (364) постановил: «Не уполномоченным от епископов не должно заклинать ни в церквах, ни в домах» (пр. 26). Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин предостерегает самозваных чудотворцев: «Кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поскольку, в надменной гордости, не следует Учителю смирения... Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями...»1
«Постановления апостольские» (III в.) запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, наитием Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показывает через откровения от Бога, и благодать, которая в нем, явна бывает всем.»2.
Православная Церковь всегда следовала учению Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21) — то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы3, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов, рискует не только себя подвергнуть поруганию от них, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа, нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия — старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований»4.
Были святые, которые изгоняли бесов — но не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом они исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже — внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования5, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является частью их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.
Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.
В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «...посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания.»
Авва Питирион «с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей»6.
У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надмеваемый гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими»7.
Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно»8. Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им — дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел впасть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову»9.
Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16), и Господь сказал: 'Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом'»10.
Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: «Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым смогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие»11.
Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляется»12.
Епископ Игнатий (Брянчанинов): «Поминайте а молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется... В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии... Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу»13.
Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.
Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века,» а в секулярной среде — так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.
Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.
1 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445.
2 Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия/Богословские труды. Сб. 21. С. 31.
3 Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки... Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274).
4 Там же. С. 72.
5 Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190).
6 Лавсаик. М., 1992. С. 126—127.
7 Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440.
8 Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381.
9 Там же. С. 223. Вопрос 301.
10 Там же. С. 416. Вопрос 673.
11 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30.
12 Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12:43—45.
13 Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217—218.
#НевидимыйМир
Нет комментариев