Среди них Виктор Васнецов, Владимир Маковский, Иван Айвазовский, Валериан Крюков, Николай Кошелев, Вильгельм Котарбинский, Бернхард Плокхорст, Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Многие композиции росписи храма в Коскове представляют собою почти точные копии знаменитых образцов. Узнаются роспись барабана главного купола московского храма Христа Спасителя «Семь таинств церкви» Н.А. Кошелева, стенопись Владимирского собора в Киеве «Святые княгиня Ольга и князь Владимир» В. М. Васнецова, картины «Чудо в Кане» В.Е. Маковского и «Хождение по водам» И.К. Айвазовского, литография «Исцеление расслабленного в Капернауме» В.С. Крюкова и др
Церковь Георгия Победоносца была заложена 20 октября 1875 года. В нижнем храме стены и иконостас расписали тотемские мастера. В Верхнем храме работал Пантелеймон Костров, а иконостас делал мастер Павел Жилин. Освящен храм 13 октября 1910 года.
В 1930-е годы церковь была закрыта, сломана колокольня. До 1999 года в здании храма размещались школа, спортзал, клуб с помещением для танцев и кинозалом. В 2002 году храм был передан верующим, начались богослужения. В ноябре 2016 года указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия образован Православный приход храма великомученика Георгия села Косково.
Чтобы выяснить, есть ли под краской живопись и каково ее состояние, реставраторы просвечивали стены инфракрасными лучами. «Повезло» специалистам только с трапезной: из-под слоя краски на потолке «выглянули» ангелы. В остальных помещениях второго этажа росписи были закрашены настолько густо, что лучам не удавалось пробиться сквозь это покрытие, и специалисты делали зондажи (очищали от краски небольшой участок стены).
Неожиданная находка ждала реставраторов под перекрытием между этажами. Под полом обнаружились фрагменты росписей со штукатуркой. Есть предположение, что они осыпались, когда взрывали колокольню (по другой версии ее обрушили тракторами). Фрагменты росписи лежали вперемешку с накопившимся за годы мусором: школьными дневниками, мешками, кедами, папиросами и стружкой.
«По сути дела там археологические раскопки нужно проводить: фрагментарно всё просеивать, чтобы доставать штукатурку с росписями, и такие технологии есть. Существуют способы всё собрать, склеить и поставить на место, но это процесс долгий», – рассказывает реставратор Михаил Рогозный.
На сегодняшний день первостепенная задача для специалистов – предотвратить разрушение живописи. Для этого проводятся работы по укреплению красочного слоя и штукатурки по методике, разработанной во время обследования. Реставраторы трудятся в Косково третий сезон (работать там можно только летом, так как верхний храм не отапливается).
Впереди, по словам руководителя работ Михаила Рогозного, еще годы трудов: «Закрасить и сбить проще. История такова, что ошибки предков порой приходится долго исправлять».
Безвозмездно петербуржцами были отреставрированы и две храмовые иконы: одна – в Академии Штиглица, другая – в Академии художеств. Ещё три иконы будут отреставрированы в течение 2022-23 годов.
#История
Нет комментариев