«Моисей со скрижалями Завета», Гравюра Гюстава Доре.
Следующий ключевой момент в развитии темы власти, как она предстает в Священном Писании, связан с Моисеем. Его, как когда-то Авраама, избрал Господь для исполнения невиданной ранее миссии. Если «исход», предназначенный Аврааму, был необходим с целью образования избранного народа в Ханаане, то Моисею предстояло вывести из Египта в Ханаан целый народ. Уже одно это обстоятельство указывает на то, что власть Бога над Моисеем была еще и властью над сынами Израилевыми. В лице Моисея в Священной Истории возникает фигура посредника между Богом и поклоняющимся Ему народом. Моисей — единственный из израильтян, кто непосредственно общался с Богом. К нему обращены предназначенные всему Израилю слова. Поэтому Моисей и подвластен Богу, и сам осуществлял исходящую от Бога власть. По поводу брата Моисеева Аарона Господь сказал Моисею: «Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать. И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак он будет твоими устами; а ты будешь ему вместо Бога»[13]. Вот это «вместо Бога», действовавшее даже по отношению к ближайшему к Моисею человеку, и есть Его власть над сынами Израилевыми. Никогда она не осуществлялась силами самого Моисея, всегда он оставался проводником Божественной власти. И все же Моисей меньше всего был «телом» «души» Бога. Когда он творил чудеса, в них действительно обнаруживал Себя Бог и только Бог. Даже когда Моисей ударил по скале жезлом в уверенности, что из бесплодного камня никакая вода не истечет, она в изобилии хлынула из скалы Божиим произволением. А вот в других случаях избранник Божий действовал далеко не только как простой исполнитель воли Бога. Моисей, в частности, был судией своего народа. По совету своего тестя Иофора впоследствии «…выбрал Моисей из всего Израиля способных людей, и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками, и десятиначальниками. И судили они народ во всякое время; о делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами»[14]. Как видим, Моисей был не только судией, но и создал целую иерархию судей, замыкавшихся на него. В суде проявлен, между тем, характер власти, исходившей от Моисея. С одной стороны, судебную власть осуществлял он сам или подотчетные ему люди. С другой же стороны, она заключалась в суде в соответствии с уставами и законами Божиими. Моисей вовсе не был законодателем в традиционно языческом смысле, когда источником законов являлась божественная мудрость законодателя. Судебная власть Моисея менее всего исходила от него самого. Ему принадлежало не более, чем властное применение уставов и законов Божиих. К тому же нельзя не учитывать и того, что вовсе не суд был главным властно-устроительным делом во времена, когда жил Моисей. Суд по преимуществу удерживает в рамках должного уже оформленную жизнь народа. Пока же вся она была становление и устремленность к должному состоянию. Бог прямо в облачном или огненном столпе, или через посредство Моисея вел Свой народ в землю обетованную, куда он должен был прийти таким народом, который только и может жить в обетованной земле. В этой ситуации послушание Моисея, а через него и всего Израиля, было непременно обязательным. Моисею и народу Богом прямо указывалось, что им должно и что не должно делать. И все же, повторим это, Моисей не был простым исполнителем Божественных повелений, пускай и через подчинение, совершающееся в вере. Не был им уже Авраам. Когда он узнал, что Господь намерен погубить погрязшие в грехе Содом и Гоморру, Авраам осмелился «поучать» Господа: «Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?»[15]. Предупреждающий укор Авраама Богу не вменился ему в грех и святотатство. Авраам едва ли не принудил Бога смягчить Свой гнев. В действительности же произошло, конечно, не это. Богу не нужно было обуздывать Себя и отменять Свое решение. У Него были все основания истребить Содом и Гоморру, там оказался только один праведник — Лот с семьей. Но Аврааму все же дозволено было выразить перед Лицом Господа свои сомнения и участвовать в принятии решения по поводу Содома и Гоморры. Авраам был допущен в совет с Господом даже по вопросу, его прямо не касающемуся. А это означает, что повиновение Авраама Богу имеет свои пределы. Помимо повиновения ему дано Богом право голоса в суде Божием. Голос Авраама будет услышан, Бог со своим избранником считается и не требует от него бессловесной покорности исполнителя или свидетеля происходящего. Конечно, было бы несообразностью полагать, что Аврааму удалось переубедить Бога, изменившего свое решение по поводу Содома и Гоморры под влиянием Авраама, Божии замыслы заранее учитывают приходящие на ум избраннику Божию аргументы. Если Авраам просит у Господа правосудности, то авраамово ее понимание заведомо уже и ограниченней Господнего. И тем не менее Авраам берется «поучать» своего Творца и Творец готов его благосклонно выслушать. Уж не искушал ли Он тем Авраама? Позднее на горе Мориа состоится искушение верой. Пока же Бог искушает Своего избранника на другой манер. Похоже, Он хочет убедиться в том, что Авраам при всей своей покорности Богу еще и свободно принимает все исходящее от Бога. Человек — образ и подобие Божие не как слепок или след Его действий. Он способен на собственные, из себя исходящие действия. Их Бог ждет от человека и находит в попытке Авраама защитить жителей Содома и Гоморры перед Лицом Бога.
Еще более явно и резко «обратная связь» человека с Богом выражена у Моисея. Повиновение Богу, исполнение Его повелений не помешало Моисею противоречить Ему, выражать свое несогласие с волей Божией, как это имело место в следующем эпизоде: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою. … И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой»[16]. По существу, здесь Бог не только намеревается истребить израильтян. Он еще обещает Моисею то, что некогда обещал Аврааму. В то же время Моисею в отношении израильского народа предлагается сыграть роль нового Ноя, с которого Господь вновь после творения начал человечество. Этим Господь оказал Моисею величайшую честь и благоволение. К тому же своим отпадением от Бога колена Израилевы вполне заслужили намечавшуюся им участь. Моисей, однако, отказался от предложенной чести и благоволения. В этом не было прямого неповиновения Господу. К Нему Моисей обратился с мольбою, а когда умоляют, тем безоговорочно признают власть над собою того, к кому обращена мольба. Она есть несогласие в согласии и потому для Моисея не была святотатственна. Но в своем несогласии с Богом Моисей пошел и дальше, когда Израильский народ усугубил свои грехи перед Господом. Об этом в Библии есть такие строки: «И возвратился Моисей к Господу, и сказал: о, народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога. Прости им грех их. А если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. Итак иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе»[17]. Теперь Моисей едва ли не ставит условия своему Богу. Но опять-таки его несогласие с Богом — никакое не богоборчество. Из-под власти Бога Моисей не выходит и выйти не хочет. Но и повиновение Господу любой ценой, когда для него уже не достает веры, для Моисея неприемлемо. Чем так повиноваться, лучше быть уничтоженным Господом. Причем уничтоженным в полном смирении перед карой Божией. Иначе говоря, в условиях, когда Моисей не готов повиноваться Господу в жизни, он стремится к повиновению Ему в смерти. Неподвластность Моисея сразу же снимается его покорностью. Именно за покорностью последнее слово. Моисей удерживает в своем отношении к Богу самое главное — вне повиновения Ему никакая жизнь не нужна и невозможна. Бог животворит, Он и есть жизнь. Но тогда, зачем и откуда несогласие с Ним? Разве неясно изначальное — как бы Бог ни действовал, Его действия всегда и обязательно будут благом? Если же не для тех, на кого они направлены, то лишь потому, что сами они уже необратимо выбрали смерть и небытие, пребывают в них и кара Божия довершает состоявшееся. Моисею можно было бы напомнить, что Бог уже ставил Авраама перед ситуацией, сходной с Моисеевой, когда Он потребовал от своего избранника принести в жертву единственного сына. Авраам потому и занес жертвенный нож над Исааком, что верил в благое и жизненное разрешение того ужаса, который он творил по повелению Бога. Исаак ведь был для него коленами Израилевыми, только в единственном числе. И потом сам Исаак ни в чем не согрешил перед Господом и все же должен был умереть.
Как-то оправдан поступок Моисея может быть только если в очередной раз его истолковать в качестве искушения, исходящего от Бога. На горе Мориа Бог искушал Авраама, удостоверяя незыблемость его веры. У горы Хорив состоялось искушение, которое должно было удостоверить для Моисея и непреклонность Божественного возмездия за грехи, и Его безграничное милосердие одновременно. Возмездие не состоялось и уступило дорогу милосердию только потому, что своей готовностью умереть от кары Божией Моисей брал на себя грехи колен Израилевых. Поскольку грех на нем, народ Израильский мог продолжить свой путь в землю обетованную. Поскольку же Моисей не согрешил перед Господом, не участвуя в создании золотого тельца, его можно и не изглаживать из книги бытия. Предложение себя Моисеем в жертву за народ Израильский было отвергнуто Богом, если понимать ее буквально. По сути же, жертва была принята. В духе Моисей отдал Богу свою жизнь за свой народ и тем искупил его страшный грех. Нечто сходное произошло до того и на горе Мориа. И Авраам принес в жертву Исаака, почему Исаак и был спасен Господом. То, что Ангел Божий отвел руку Авраама от лежащего на жертвеннике сына, не изменило главного — Авраам в вере исполнил повеление Божие. Только такому избраннику пристало начинать с себя народ Божий. Ведь он на горе Мориа жертвовал в первую очередь самим собой. Смысл его жизни был в исполнении данного Богом обетования. Но оно же и отменялось жертвоприношением Исаака. Авраам все же пошел на него, обретя в итоге то, от чего отрекался.
Не так уж важно, что в случае с Авраамом перед нами полная и безграничная покорность, тогда как Моисей осмеливается ставить свои условия Богу. И в одном, и в другом случае имеет место неизменная готовность всего себя отдать своему Творцу. Свое, собственное, из себя исходящее в Аврааме и Моисее одно — принятие Бога, обращенность к Нему всей своей душой, так что все остальное в их жизни — следствие и производное от этой обращенности. Собственно, какие-то противоречия между Богом и Его избранниками возникают только тогда, когда действия и замыслы Божии не просто недоступны Аврааму или Моисею, а несовместимы в их глазах с образом Божиим, присутствующим в их душе. Такая несовместимость угрожает потерей богообщения и богоприсутствия, а значит, и смертью богооставленности. Прежде всего отсюда проистекает совмещение у Моисея несогласия с Богом с готовностью умереть от Его руки. Моисей и всецело зависим от Бога, власть Его над ним безгранична и всеобъемлюща, и вполне свободен в своей зависимости. Потому именно власть Божия над Моисеем и его народом далеко не только и не в первую очередь власть. За ней стоят реалии веры, надежды и любви.
Власть Моисея над Израилем была властью пророка, то есть человека, непосредственно общающегося с Богом, служащего «устами Бога». Но, как говорится в последней главе Второзакония: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу»[18]. Преемники Моисея по верховенству над сынами Израиля уже не пророки, хотя их связь с Господом сохраняется. Господь неоднократно обращался непосредственно к Иисусу Навину, сразу же за Моисеем возглавившему Израиль. Характерно, однако, что сам Иисус Навин с Богом не заговаривал. Бог внушал ему мужество, решимость, обещал Свою помощь и требовал от него определенных действий. Когда же Иисусу Навину нужно было узнать волю Божию, ему через Моисея было предписано следующее: «И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все общество»[19]. По одному из правдоподобных и обоснованных предположений, буквально урим представлял собой «камни или изображения с написанными на них словами «да» и «нет» … они употреблялись для бросания своего рода жребия»[20]. Очевидно, что между Богом и Иисусом существовала дистанция, которой не было для Моисея. Бог как бы отдалился от Моисеева преемника и возглавляемого им израильского народа. К тому времени Бог дал Израилю Свои заповеди и законы, в соответствии с которыми Израиль должен был служить Богу. Своего народа Он не оставил, не отвернулся от него. Но в дальнейшем личная связь связывала Бога с пророками, которые, как правило, не возглавляли народ Израиля.
После Иисуса Навина израильскими коленами несколько столетий правили судьи. Их появление, с одной стороны, знаменует сохраняющуюся непосредственную власть Господа над Израилем. Но, с другой стороны, она становится своего рода режимом чрезвычайного положения. Судьи избирались Господом обыкновенно в критической ситуации, когда народу Божию угрожали враги и внутренние неустроения. Но судьи вроде бы и были избранниками Божиими, и в то же время устойчивой связи между Богом и Его народом через их посредничество не возникало. Как об этом говорится в Книге Судей, «когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел их Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им»[21].
Непосредственно осуществляемая Богом власть над своим народом не удалась ввиду того, что народ Божий слишком уклонился от путей Господних. В качестве Властителя-Судии, действующего через Своих судей, Он только и мог спасать и карать израильтян. Попеременно караемые и спасаемые сыны Израилевы становились все менее достойны своего Царя-Бога. Это обстоятельство выражалось не только в их многочисленных нарушениях своего завета с Богом, его законов и заповедей. Не обладали достаточной властью и авторитетом и Божии избранники — израильские судьи. В конечном итоге «народ жестоковыйный» вынудил Бога если не прямо оставить его, что противоречило бы завету между Богом и Израилем, то лишить Своей царственной власти. Бог перестал быть Царем Израиля и в этом уравнял его с другими народами. Произошло это по воле народа израильского. Но он не остался бы избранным народом Божиим, пускай и грешным и недостойным своего избрания, оставь Господь его Своим попечением, которое распространилось и на сменивших Самого Бога, представленного судьями, царей израильских. Заведомо их появление в Израиле обозначило ситуацию кризиса и неустроения. Израильские цари были ближе и понятней своему народу, но отдаляли его от Бога. В лице царей израильский народ предпочел человеческую власть над собой Божественной. Но совершившееся не заставило Бога отвергнуть царей как своих врагов и узурпаторов принадлежащей одному только Богу власти. Бог сохранил прямое преемство власти между судьями и царями, Сам избрав первым царем Саула и повелев последнему из судей Израилевых помазать его на царство. Став помазанником Божиим, Саул получил благословение свыше. Существо его сана выражено в словах судии и пророка Самуила: «вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего»[22]. Царь как правитель наследия — это не тот, кто исключительно по собственному усмотрению властвует над своим народом. Его народ — по-прежнему народ Божий, который Бог доверил Своему избраннику. Он так же, как и пророк Моисей, как Иисус Навин и последовавшие за ним судьи, обязан был исполнять повеления Божии. Отличие царя от его предшественников, по существу, одно. В его правление служение сынов Израилевых как бы раздвоилось. Они служили одновременно и царю, и Богу. Богу полагались жертвы и послушание через исполнение законов и заповедей. Но и царь, в свою очередь, требовал свой аналог жертвоприношения в имуществе, рабах и работе на себя, так же, как и послушания себе, а не одному только Господу. Ничего подобного не признавалось за пророками и судьями. Их выделенность из остального народа являлась выделенностью служения Богу и близости к Нему. Возникшая же в Израиле фигура царя была изначально и неизбывно противоречива. Поэтому Господь предупреждал сынов Израилевых о последствиях, связанных с введением царской власти. Ведь царь — это тот, кому служит его народ. Самому ему слишком тяжело быть рабом Божиим. И первый же израильский царь, избранный Богом на царство потому, что «подобного ему нет во всем народе»[23], вскоре после воцарения подтвердил эту истину, проявив неповиновение Господу. Сегодня нам очень трудно понять, почему это Господа так разгневало неточное исполнение Его требования поголовно истребить всех аммонитян с их имуществом. Понятней другое: Господь отверг Саула, поскольку главной его обязанностью было такое же повиновение Господу, как и у его предшественников. Саул оказался ниже своего царского сана и был обречен Богом на погибель. Такое впечатление, что первоначально к первому израильскому царю Бог относился так же, как и к судьям. В частности, Саулу был дан дар пророчества, предполагающий невозможную для других людей близость к Богу. И все же первый и последующие израильские цари, какое бы благоволение ни оказывал им Господь, узнавали волю Божию не непосредственно от Бога, а от его пророков. Даже Своего избранника Давида Господь благословил через пророка Нафана. Нафан пересказал слова Господа Давиду. В свою очередь Давид обратился к Господу со словами мольбы, прославления и благодарения. Прямого ответа от Бога ему не было. И это никакой не знак гнева Божия или отвержения Своего избранника. Скорее дело в том, что царю не должно стоять так же близко к Богу, как его предшественникам, через которых осуществлялась власть Бога над сынами Израилевыми. Первые израильские цари принесли народу Божию большее устроение и благополучие, чем судьи, они добились решающих успехов в борьбе с многочисленными и могущественными противниками Израиля. Но все это происходило по формуле «нет худа без добра». Царская власть была тем «худом», которое Бог направлял к добру. В этом была неразрешимая двусмысленность ее роли в жизни Израиля.
Нет комментариев