Многие аппаратчики брежневской эпохи на роль лидера были не способны, другие слишком стары, а новые кадры поступали критически медленно. Но выбирать нужно было срочно и однозначно. Все понимали, что конец Черненко близок, обсуждения велись постоянно. Желающие и способные должны были пройти неформальные процедуры внутреннего отбора внутрипартийных игр. От будущего генсека требовалось проявить ловкость, умение договариваться и уступать. Чёткого понятного механизма по выбору Генерального секретаря не существовало.
Номинально второго человека в КПСС не было, но существовала традиции тот кто ведёт заседания политбюро и секретариата считался наследником. Кроме того человек готовивший похороны также мог считаться наследником. Ещё одним знаком будущего преемника могла стать его должность. Секретарь ЦК КПСС по идеологии вторая по весу и влиянию фигура в стране ближе всего к освобождающемуся месту генерального секретаря. Все признаки наводят на Михаила Горбачёва, но старики не доверяли Горбачёву. Сам Горбачёв остерегался собственной отставки из Политбюро и назначения на пост министра сельского хозяйства, а оттуда вернуться в большую партийную политику было невозможно. Вокруг Горбачёва также находились способные и амбициозные люди. Кто мог возглавить СССР вместо Горбачёва? Давайте рассмотрим вероятные альтернативы на посту генерального секретаря.
Распространённым клише о назначении Горбачёва генеральным секретарём считается его возраст. Он был относительно молодым управленцем – 54 года, а средний возраст всех членов Политбюро составлял 70 лет. Этот факт справедлив, поэтому самых возрастных, но ключевых фигур мы сразу исключим, например, Председателя Совета министров Николая Тихонова (79 лет в 1985 году) и председателя Президиум Верховного Совета Василий Кузнецова (84 года).
Среди молодых и перспективных членов ЦК многие историки называют Николая Рыжкова (56 лет). Работал в экономическом блоке ЦК. Был сконцентрирован сугубо на экономических вопросах управления страной. Также, как и Горбачёв на два десятка лет моложе остальных. Работая в ЦК вместе с Горбачёвым был его сторонником, поэтому конкуренцию единомышленнику составить не мог. После стал Председателем Совета министров СССР при Перестройке, что подтверждает его склонность к необходимости проведения реформ и поддержки курса Горбачёва.
Ещё один кандидат аналогично представлял технократическую группу в ЦК КПСС – это Владимира Долгих (61 год). В Москву его пригласили в 1972 г. – Долгих стал секретарем ЦК КПСС. В сферу его ответственности входила тяжелая промышленность и энергетика, позже был кандидатом на руководство комитетом ЦК по экономике. Начинал долгих с работы в металлургии, руководил заводом, в 1969 г. он возглавил уже весь Красноярский край, в мае 1982 г. Долгих стал кандидатом в члены Политбюро. Историк Александр Шубин считает, что Долгих как кандидата продвигал премьер Николай Тихонов. Однако у Долгих было два минуса: первый – он технарь и умеет только выполнять поручения, вторая – отсутствие опыта аппаратной борьбы.
Вероятным кандидатом на пост Генерального секретаря в некоторых источниках называют Виктора Гришина (70 лет). Московского первый секретарь начал управлять столицей ещё при Хрущёве, позже стал одним из первых членов Политбюро, заставивших Хрущёва уйти на пенсию. К 1985 году у Гришина имелось два недостатка. Один был связан с коррупционным скандал в торговле, второй – это его возраст. Виктор Гришин – это тот, кого можно назвать геронтократом и брежневским мастодонтом. Московский градоначальник был больше похож на представителя номенклатуры, участвовал в закулисных играх, маневрировал в Политбюро. Его стиль управления называли «сталинским», жёстким и единоличным.
Помимо партийцев из центральных органов власти влиятельными фигурами всегда считали представителей союзных республик. Среди возможных региональных приемников Черненко называли двух – Гейдара Алиева и Владимира Щербитского.
С 1982 года Первый заместитель Председателя Совета министров СССР, до того глава Азербайджанской ССР Гейдар Алиев (62 года) был видным партийцем. Долгая работа на посту Первого секретаря на республиканском уровне, работа в Совете министров могли послужить хорошими аргументами в пользу Алиева. В Москву его пригласил Юрий Андропов. Но южное происхождение и работа в КГБ, по слухам, могли повлиять на склонность принять такую кандидатуру в Политбюро. После Сталина Генеральным секретарём южанина видеть готовы были не многие.
Владимир Щербитский (67 лет) – Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Украины с 1972 по 1989 гг. Ещё при Брежневе назывался вероятным претендентом на место Генерального секретаря, а в марте 1985 года находился за границей и на консультации по выбору нового лидера не попал.
Наиболее близким к победе оппонентом в борьбе за место генсека для Горбачёва был Григорий Романов (62 лет), первый секретарь Ленинградского обкома. Отчасти региональный политик, но руководитель одного из ключевых регионов СССР, период с 1970 по 1983 гг. в Ленинграде называют «романовской эпохой». Он стал членом Политбюро в 1976 году, секретарём ЦК КПСС был назначен в 1983 году. В ЦК отвечал за промышленность, но и в идеологии не отставал. Опытный, успешный, а самое главное, защищавший интересы старой элиты. В последние годы жизни Брежнева входил в круг возможных наследников. Если Горбачёва сравнивают с реформами и изменениями, то Романов явный противник нововведений, ретроград, консерватор в экономическом и идеологическом плане. Экономисты выделяют его любовь к большим стройкам. В политическом плане Романов активно боролся с диссидентами, литераторами и музыкантами в своём родном Ленинграде. Если рассматривать аспекты узнаваемости, то в народе Романов популярностью не пользовался из-за своей консервативности, брежневской любви к застольям, часто становился героем народного творчества в анекдотах.
Последний из претендентов на пост Генерального секретаря был Министр иностранных дел Андрей Громыко (76 лет). Если после смерти Брежнева Андрей Громыко был готов занять руководящий пост в партии, то на момент 85-го года он самостоятельно принял решение отказаться, так как чувствовал свой преклонный возраст. Громыко отказался от места генсека, но активно поддержав Горбачёва занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР, что по закону СССР считалось главой государства. Андрей Громыко по воспоминаниям многих членов ЦК КПСС лично обсуждал поддержку Горбачёва с коллегами и на голосовании выдвинул его единственным претендентом.
Таким образом, Михаил Горбачёв волею судьбы, стечением множества обстоятельств остался самым подходящим кандидатом на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Часть конкурентов оказалась стара, часть слаба и неопытна. Добавлялось правильное происхождение Горбачёва, эталонный карьерный путь и личные черты характера.
Поверье, что секретарь ЦК по идеологии становится следующим генсеком сбылось. Положение секретаря ЦК по идеологии в советские времена традиционно рассматривалось как позиция второго по значимости секретаря и фактически второго лица в высшем руководстве. Когда Черненко не мог проводить заседания Политбюро или ЦК их уже вёл Горбачёв. Остальным оставалось лишь согласиться, либо подключиться в работе над реформами.
На наш Телеграмм
https://t.me/rapad_ru там больше....
Нет комментариев