Ефимии Всеволжской так туго затянули волосы, что она потеряла сознание.
Сергей Соловьев, известный русский историк, описывал указы Ивана Грозного (а он, как известно, был женат аж четыре раза!), где царь грозил жестокой расправой тем, кто попытается “утаить девок” от царского смотра. Представляете, какие страсти кипели? Историки объясняют это нежелание подданных показывать своих дочек царю тем, что смотр был своеобразной лотереей. Повезет — семья взлетит на вершину, а нет — жди беды. Если везло, родственникам невесты выпадал шанс укрепить свое положение и увеличить богатство. Но существовала реальная опасность потерять все, в том числе и свободу. Были примеры.
Вот, скажем, история Ефимии Всеволжской, помещичьей дочери, которую выбрал сам Алексей Михайлович. Поэтесса Наталья Кончаловская описала, как ее “отсеяли” прямо перед свадьбой. Говорят, боярин Морозов, у которого была своя фаворитка на роль царицы, подстроил все так, чтобы Ефимия потеряла сознание во время смотра. Сянули ей, мол, волосы настолько сильно, что она упала без чувств.
Карамзин же писал, что обморок Ефимии имел нехорошие последствия. Царя убедили, что у девушки “падучая ”, и Ефимия вместе с родителями была сослана в далекую Тюмень. А родители были наказаны за сокрытие недуга дочери.
Молодая царица могла быть насильно пострижена в монахини, даже без объяснения причин. Например, историки до сих пор гадают, почему так поступили с последней венчанной женой Грозного, Анной Колтовской. Плелись дворцовые интриги, царских жен травили ядом, устраивали козни и заговоры, чтобы устранить претендентку. Так что, понимаете, почему люди не особо мечтали вести своих дочерей на этот царский “аукцион”? Лучше уж синица в руках, чем журавль в небе, даже если этот журавль — царская корона.
#история
Нет комментариев