В Англии даже на щитах, стоящих перед кафе, норовят написать местной выделки лимерик — просто так, вместо улыбки: «Все знают про юного Джона, / Что любит он корнишоны. / Вчера спозаранку / Съел целую банку. / Ох и бурные были симптомы»
Подмывает ответить на этот вопрос по-лировски: а не почему, просто весело. Но не можем же мы оставить ученых-филологов вовсе без куска хлеба. Поэтому, наморщив лоб, приведем одно из многих существующих объяснений, наиболее, на наш непросвещенный взгляд, правдоподобное.
Любое общество сковано иерархией, множеством правил, условностей. Все это выполняет роль своего рода полиции, которая противостоит вечно наползающему хаосу. Однако, если ничего не происходит, полицейские со временем теряют бдительность. Должно произойти нечто ужасное, совсем обществу не нужное, чтобы они проснулись. Но ведь это ужасное периодически можно организовывать искусственно, как бы понарошку, тогда полицейские (правила) всегда будут начеку.
И во многих обществах существовали и даже до сего времени сохранились праздники, когда правила теряют силу и «все можно». Например, безнаказанно поносить вождя, игнорировать сексуальные запреты, оплевывать святыни. Не исключено, что похожую функцию выполняет лимерик, только в масштабе личности. Он снимет всякие границы, диктуемые здравым смыслом, и таким образом эти границы вновь маркирует — примиряет с ними человека.
Потому-то бредовость — непременный атрибут хорошего лимерика. И тут Лиру не было равных. Ни в одном его стишке, как ни вчитывайся, вы не найдете и намека на здравый смысл, тем более сатиру. Даже про нашего Хармса, который Лира знал и любил, этого не скажешь. Разве что анекдоты про Пушкина столь же веселы и безумны. Недаром их сегодня сочиняют все кому не лень, причем с тем же успехом, что и лимерики. Думают: раз бессмыслица, значит каждый может. Дудки!
Комментарии 1