Городок Ном, стоящий на берегу Берингова моря, — детище золотой лихорадки, разразившейся на Аляске в конце XIX века. Со временем прииски иссякли, оставив без работы и источника дохода почти 1,5 тысячи жителей. Ко всем прочим неприятностям в середине января 1925 года в этом богом забытом месте началась эпидемия дифтерии — болезни, которой наиболее подвержены дети. Как выяснилось, срок годности имеющейся вакцины истек.
Когда несколько детишек погибли, а многие находились на пороге смерти, единственный врач города бросил в радиоэфир отчаянный крик о помощи. Выяснилось, что немного вакцины осталось в городе Анкоридж, который находился за более чем 1,5 тысячи километров от поселения. К этому времени навигация уже закончилась, а единственный самолет, который мог бы перебросить лекарство, стоял с замерзшим двигателем.
И все же решение было найдено. На поезде коробку с лекарством доставили в городок Ненана, где кончалась железная дорога, а последние 650 километров иного пути, кроме как на собаках, не было. Этот трудный путь предстояло пройти 20 погонщикам и 150 собакам, эстафетой передавая спасительное лекарство. Между тем температура воздуха быстро упала до - 50 градусов (по Фаренгейту). Как это часто бывает, больше всего пресса уделила внимание заключительному этапу доставки вакцины. Героем стал норвежец Гуннар Каасен с его упряжкой из сибирских хаски во главе с неопытным, но выносливым вожаком Балто. 2 февраля 1925 года ящичек с вакциной, укутанный в оленьи шкуры, был принят Каасеном от предыдущего экипажа.
Буран в этот день бушевал не да шутку, и Каасен, как caм потом рассказывал, не видя даже собственных рук, , потерял ориентиры. Собаки двигались в правильном направлении только благодаря чутью Балто. В какой-то момент ураганный ветер, дующий со скоростью около 30 метров в секунду, поднял нарты и собак на воздух, пакет с сывороткой провалился в снег.
К счастью, погонщику все же удалось его найти. В этой снежной круговерти Каасен разминулся с упряжкой, ждущей его на следующем этапе, и ему пришлось продолжать свой нелегкий путь к Ному, до которого еще оставалось более 30 километров. Собаки на пределе сил все шли и шли вперед за своим вожаком, но постепенно одна за другой падали на снег.
Каасен перерезал постромки и продолжал гнать вперед, но вскоре тоже изнемог и, тяжело дыша, рухнул на нарты. А Балто уже в одиночку тащил упряжку дальше при морозе -60 градусов (-51 градус по Цельсию). Пес не мог знать о больных детях и о лекарстве, но понимал, что жизнь хозяина зависит только от него.
Они прибыли в Ном в 05:30 2 февраля, пройдя 85 километров за семь с половиной часов. Сыворотка замерзла, но не испортилась, и с ее помощью эпидемия дифтерии была остановлена за пять дней. Погонщик Гуннар Каасен, вожак Балто и остальные собаки были тут же признаны героями в США. На волне славы Каасен организовал тур по стране. На Балто и упряжку хаски приходили посмотреть толпы людей. Чтобы не потерять форму, собаки возили упряжку, поставленную на колеса. Пресса вовсю пестрила сообщениями о подвиге Балто. Но интерес публики, как известно, недолговечен, и ажиотаж постепенно утих.
Нет комментариев