Вышивка на Руси удивляет: от воздушной паутинки до ярких маков гладью, от нежнейшего шелка до кожи и бисера.
Наша родина всегда славилась мастерицами.
Хорошие вышивальщицы были богатыми невестами и всегда могли заработать своим ремеслом для семьи хорошие деньги. Лучшие мастерицы-вышивальщицы были в царских золотных мастерских. Отлично вышивали сами царицы и царевны, своим терпением и усердным трудом показывая пример другим знатным женам и простым крестьянским девушкам. Вышиванием занимались и царицы, и дочери. Сохранилась вышивка, предположительно выполненная руками дочери Бориса Годунова, Ксении.
Это покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна вышила рублевскую «Троицу». Лучшие работы царских девиц и жен можно увидеть в Государственном Историческом музее, Сергиевопосадском музее-заповеднике, Третьяковской галерее.
Лучшие работы цариц увозились за рубеж в Афонские монастыри, продавались за золото и драгоценные камни в другие страны, пополняя государственную казну Руси.
Головные уборы, покрывала, хоругви, ризы вышивали золотом, шёлком, атласом, добавляя драгоценные камни и жемчуга. Во многих православных храмах можно встретить вышитые иконы.
Русское лицевое шитьё, рисунки для которых выполняли знаменитые в то время художники, такие как Андрей Рублев.
В эпоху Ивана Грозного на замену дорогим золотой и серебряной нитям пришла золотная нить и с этого времени вышивка золотом распространилась на крестьянские сословия, сделав народный русский костюм уникальным, а развитие русской золотной вышивки разделилось на крестьянскую и церковную.
Приучали к рукоделию девочек с самого раннего детства и уже к 8-9 годам, юные боярыни и княжны владели вышивкой, золотным шитьем, вязанием и рисованием. Русские царевны и царицы умели сами вышивать самые причудливые узоры шелковыми и парчовыми нитями, шить бисером, стеклярусом, монетами, жемчугом и самоцветами. Вышивальные мастерские появились при женских монастырях еще в XI в. Первой считается мастерская княжны Янки, сестры Владимира Мономаха, которая, помимо шитья, обучала мастериц грамоте, церковному пению и так далее.
Талантливыми вышивальщицами были и Ирина и Ксения Годуновы. Свои вышивки Ксения Годунова делала на бархате или шелке, под который подшивалась льняная основа.
Как правило, это были сцены из Священного писания, выполненные золотой и серебряной нитью разными стежками. Тут были и «скань», и «шитье в петлю», и «вязь», и «лом», и еще много разных плетений, ныне основательно позабытых. И какой-то особый покой исходит от этих удивительных и проникновенных вышивок. ИЗ интернета
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев