Как пишет французский историк Мишель Пастуро в своей книге «Зеленый. История цвета», ни один рецепт изготовления красок, ни один документ, ни одно изображение или произведение искусства Античности и раннего Средневековья не свидетельствует о том, что люди того времени смешивали синий и желтый для получения зеленого. Художники и ремесленники прошлых эпох отдавали предпочтение традиционным пигментам — зеленая глина, малахит, искусственные окиси меди, а также растительные красители: крушина, сок ириса, сок порея. Но у всех этих красок было много минусов, они или плохо ложились, как зеленая глина, или были нестойкими, например, растительные красители. Кстати, в России получил распространение способ окрашивать ткань в зеленый цвет с помощью сока крапивы. За эту технологию в 1801 году рабочий Прохоровской Трёхгорной мануфактуры Николай Калугин получил награду от государя.
В эпоху Средневековья встречались и совсем экзотические рецепты для получения зеленой краски. Например, в одном из рецептов конца XII века сказано, что для получения «отменной зеленой краски» надо вымачивать медные опилки в уксусе либо три дня, либо девять месяцев. Представьте, ждать, пока краска приготовится целых девять месяцев! Как говорит Мишель Пастуро, это было типично для Средневековье, когда ритуал был важнее результата.
И хотя первые опыты смешивания синей и желтой красок для получения зелёного отдельные художники делали еще в XII веке, широкого распространения они не получили. Великие живописцы XVI века Леонардо, Рафаэль, Тициан пользовались исключительно готовой зеленой краской. Исключение составляют только Джованни Беллини, Джорджоне и еще несколько венецианских мастеров пониже рангом. Отношение к зеленому цвету поменялось благодаря открытию цветового спектра. Молодой английский ученый Исаак Ньютон в 1676 году смог разложить белый луч на несколько цветных лучей. По сути своим открытием Ньютон предложил обществу новый цветовой порядок, в котором зеленый находился между желтым и синим. Цветовой спектр, открытый Ньютоном, выглядел так: фиолетовый, индиго, синий, зеленый, желтый, оранжевый, красный. До этого ни в одной классификации зеленый никогда не был так близок к этим цветам, особенно желтому. Например, художники позднего Средневековья выстраивали цвета в таком порядке: белый, желтый, красный, зеленый, синий, фиолетовый, черный. Поэтому в теории в ту эпоху не казалось логичным смешивать синий и желтый для получения зеленого.
Однако открытие Ньютона изменило способ получения художниками зеленого цвета не в одночасье. Только в XVIII веке способ смешения синей и желтой красок получил повсеместное распространение. И лабораторные анализы тоже подтверждают, что многие художники смешивали синюю и желтую краску для получения зеленого. С одной стороны зеленый — цвет молодости, свежести, жизни, природы. Сейчас его также связывают с богатством (цвет денег), безопасностью (им часто маркируют экологически чистые продукты). Считается, что его оттенки успокаивают нервную систему. Поэтому часто стены во многих учреждениях, например, больницах и школах красят в зеленый. С другой стороны зеленый ассоциируется с тоской, безумием, болезнью, коварством. Кстати, змия-искусителя часто изображают именно с зелеными глазами. А зеленый цвет глаз у людей когда-то считался признаком дурного характера и наличия способностей от лукавого. К счастью, сейчас с зелеными глазами таких ассоциаций нет :-) Однако среди начинающих художников "зеленый" продолжает считаться одним из самых сложных цветов (и не зря!). Казалось бы, что может быть проще — рисовать летнюю зелень: деревья, кусты, траву — зеленым цветом? Но не всегда его применение выглядит гармонично в пейзаже, а иногда и вовсе превращает картину в аляповатую открытку. Что очень обидно, особенно, когда автор учел все нюансы сюжета, композиции и вдруг ... получил такой неприятный сюрприз от цвета. В нем подробно разобраны разные варианты изображения летнего пейзажа: вместе с художником рисуем зелень при ярком солнце и в тени, в закатном освещении, в туманной дымке и даже в отражениях в воде.
Нет комментариев