Сегодня я хотел бы поговорить с вами о личности человека, имя которого вошло в наш с вами символ веры: "Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате".
Так мы говорим или читаем, поем, произнося священный символ на литургии или в домашних молитвах.
Называем имя конкретной личности, персонажа исторического, который собою привязывает события Евангелия к конкретной исторической эпохе. Понтий Пилат, игемон, наместник римского императора в покоренной Палестине, о нем сегодня будет наш разговор.
История говорит нам о том, что в 27 году от Рождества Христова наместником покоренной Иудеи стал некто Понтий Пилат. Этот человек, войдя в свою должность, сразу же поссорился с иудеями.
Обстоятельства его жизни рассказывают нам, с одной стороны, церковное предание, с другой стороны, труды Иосифа Флавия, еврейского историка, с третьей стороны, это римские анналы, то есть источники римские исторические, поскольку это был государственный муж, о котором сохранилась память в документах, и он сохранился в памяти народной.
Итак, Понтий Пилат, заняв свою должность прокуратора Иудеи, возбудил против себя гнев и неуважение покоренного народа тем, что принес в Иерусалим изображение римских знамен с орлами, с различными тотемными древними изображениями.
И это равносильно было идолам в глазах евреев.
И евреи его умоляли и просили, чтобы он унес эти римские знамена из Иерусалима. Пять дней евреи лежали на земле вокруг его резиденции, умоляя его сделать это. Пилат обозлился против них, унес знамена, однако навсегда возненавидел этот упертый народ, который достигает своих непонятных никому, кроме них самих, целей такой вот настырностью. И их вера и обычаи никому не понятны.
Затем история говорит нам о том, что Пилат хотел построить для евреев водопровод на Пасху со всех концов Палестины, а также из рассеяния, из-за мор, с разных стран в Иерусалим приходило множество благочестивых иудеев, праздновавших свой праздник в Святом Городе.
В город набивалось несколько миллионов людей. Маленький по размеру, не имеющий нормального водоснабжения, город страдал от болезней, связанных с антисанитарией.
Пилат решил построить им водопровод. Для этого он простер руку к церковной казне, он хотел часть денег храма использовать на, как ему казалось, общее благо.
И опять, к удивлению Пилата, евреи возбудились до такой степени, что были на грани войны против римского господства.
Ему это было вовсе непонятно, поскольку для них же он это и хотел сделать.
Наконец, в третий раз евреи, опять-таки, вошли в стычку с Пилатом, когда Пилат повесил щиты на своей резиденции с именем римского императора, что тоже евреями было расценено как идолослужение , и они не хотели осквернять свой взор видом имен римских императоров в городе святом.
Одним словом, вся жизнь Пилата, проведенная им в должности прокуратора покоренной Палестины, протекала в стычках с этим непонятным, угрюмым, замкнутым народом, верившим во что-то особенное, державшегося каких-то особых своих законов.
Он презирал их в душе, евреи ненавидели его как язычника.
Вот в такой сложной атмосфере протекала жизнь этого человека.
Когда мы читаем евангельские события, связанные с осуждением Христа на казнь, мы наверняка часто поражаемся скорбью и сожалением к этому человеку.
Пилат не хотел казнить Христа.
Пилат видел, что его предали ему из зависти. Он не понимал всей той глубины споров, которые были возбуждены вокруг личности Иисуса Христа. Евреи спорили о своих законах, говорили о нарушении их законодательства, о том, что он Бога поругал, то есть Господь, о том, что Он нарушил что-либо, субботу осквернил.
Все это было чуждо душе римлянина, и все это вызывало в нем чувство глубокого отвращения этим непонятным и сложным народам. Поэтому Пилат многократно говорил иудеям, что "отпущу вам его". Предлагал им выбрать между Вараввой, откровенным разбойником и Христом, поскольку было обычай отпускать человека на Пасху.
Пилат проявил такое особое, такое страшное языческое человеколюбие, он думал, что он смягчит гнев иудеев, если накажет Христа, и отдал его бичевать.
Отдал его в руки воинам для того, чтобы те буквально спустили шкуру с этого человека, потому что воины без всякой жалости издевались и почти что убили спасителя в претории, избивая его этими скорпионами, плетьми так называемыми.
Также били Его и по глазам, и по лицу, и Господь, в общем-то, вида человеческого не имел после этого бичевания. Но Пилат хотел таким образом показать, что "вот я бил его, вроде бы хватит с вас, и теперь отпустите его". Но вид крови еще более распалил желание убийства в душах этих людей и они закричали:
"Распни его".
Известны слова Пилата о омовении рук. Жена его просила не трогать этого праведника.
Она говорила, что не делала ничего праведнику Сему, и она очень много от него пострадала, то есть имела какое-то видение ночное.
Пилат умыл руки перед народом, говоря им, что он невиновен в крови этого праведника.
Повторяю, что жалость берет за душу, когда читаешь об этих событиях, потому что понимаешь, что маленький человек оказался между двумя жерновами огромного исторического процесса. На его плечи легла жуткая ответственность.
И у каждого человека есть больное место в душе. Кто-то любит славу, кто-то деньги, кто-то свою семью, кто-то трогательно привязан к какому-то человеку, кто-то боится физической боли, кто-то расставания.
У Пилата была такая больная точка, такое больное место, он был в страхе и трепете перед, как ему казалось, всемогущим римским императором, он боялся верховной власти.
И вот евреи нащупали эту точку, они сказали, что Христос назвал себя царем.
Всякий называющий себя царем есть враг Кесаря, то есть римского императора, и если ты не накажешь его, то ты будешь враг Кесарю. Услыхав это, Пилат убоялся, и после этого созрело желание у него, таки он решился на то, чтобы отдать Иисуса Христа им на распятие.
Таким образом, страх перед земным царем сделал из Пилата участника в этом богоубийстве, хотя он всячески пытался от него и отмежеваться, и вина его безусловно меньшая. И Христос сам ему об этом сказал, что большая вина на тех, кто предал Христа ему.
Важно то, что Пилат, живой участник этих событий, безусловно, мог впоследствии узнать во Христе Бога, покаяться, мог принять крещение, мог стать даже и проповедником, ведь многие гонители превращались в благовестников.
Павел, гнавший раннюю церковь, заключавший в темнице христиан, впоследствии стал великим апостолом.
Лонгин, сотник, командовавший отрядом римских солдат при кресте Господнем, впоследствии уверовал во Христа, проповедовал и был мучеником.
Безусловно, Пилат, хоть его и жалко, мог бы возрасти до степени равноапостального человека, благовестника и проповедника, ведь он видел воплощенную истину, он участвовал в этих жутких событиях. Но этого не произошло.
Четыре года спустя, после воскресения Христова, Пилат был вызван в Рим для отчета перед новым императором Тиберием, поскольку он опять поссорился с иудеями, убил многих из них и, жалуясь, иудеи дошли до Рима, дали много денег императору, и Пилата вызвали на ковер.
Он прибыл в Рим, был смещен со своей должности, жизнь свою закончил самоубийством. Предание говорит нам о том, что он повесился и совершил это на новом месте службы в пределах нынешней Австрии. Указывают даже некий холм Пилата, на котором он совершил последнее дело в своей жизни.
Вот такая судьба человека, на плечи которого легла жуткая ответственность за земную судьбу Сына Божия, пришедшего в мир спасти человека.
Воистину убоишься власти, убоишься ответственности, убоишься высоких степеней и почета, поскольку чем выше поднимается человек, тем больше с него спрашивается, и сам того не хотя, человек может быть участником судьбоносных событий, за которые с него потом спросится.
Есть говорят среди христиан Востока особые почитатели личности Понтия Пилата, некоторые считают его даже чуть ли не святым. Конечно это чужда истине.
Этот человек попал буквально, как мы уже сказали, в жернова исторического процесса, в ту густую атмосферу евангельских событий, когда на человека ложилось многое.
Сегодня мы говорили о нем для того, чтобы погрузиться еще более умом в те дни, когда Господь завершал свой земной путь.
Протоиерей Андрей Ткачев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев