Победитель 13-ой межрайонной историко-
краеведческой конференции "ЛУФЕРОВСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2023г"
ГРАН-ПРИ
МБОУ ПОСУДИЧСКАЯ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Исследовательская работа
Номинация: «Я эту землю Родиной зову!»
Тема: «Возрождение кузнечного ремесла – путь к сохранению культурного наследия Брянского края».
РУКОВОДИТЕЛЬ: Дубинская Татьяна Ивановна
Тема моей исследовательской деятельности: «Возрождение кузнечного ремесла – путь к сохранению культурного наследия Брянского края».
Моя работа носит поисковый характер и, скорее всего, не ограничится одним или двумя годами.
Целью моей работы в этом году является усовершенствование моего мастерства, а также сбор и изучение материала о кузнечном деле, как искусстве мастеров-кузнецов на Брянщине.
Задачи:
1.Собрать факты, подтверждающие слова моего деда о том, что мой сосед действительно был искусным кузнецом;
2.Познакомиться с археологическими находками и историей кузнечного промысла на Брянщине.
3. Рассказать и продемонстрировать, что мне удалось сделать за этот год, благодаря моему учителю мастеру - кузнецу.
Методы исследования:
1. Сбор информации о соседе-кузнеце (беседа с дедушкой по материнской линии, Шкода Федором Фёдоровичем).
2. Работа в сельской и районной библиотеках, использование данных Интернета о кузнечном деле.
3. Применение теории на практике в собственной кузне.
СОДЕРЖАНИЕ:
I Введение.
II Возрождение кузнечного ремесла – путь к сохранению культурного наследия Брянского края.
1. История кузнечного ремесла на Брянщине.
2. Мой учитель мастер – кузнец.
3. Мои успехи за этот год в кузнечном деле.
III Заключение.
IV Список используемой литературы.
I Введение.
На мой взгляд, данная тема актуальна, поскольку позволяет узнать и собрать информацию о кузнечном ремесле на Брянщине, что способствует сохранению культурного наследия Брянского края, а также помогает молодому поколению продолжать это важное и нужное ремесло, изучая накопленный опыт мастеров своего дела и совершенствуя его в своей практической деятельности.
«Всякий, кто видел работу кузнеца, не мог оставаться равнодушным. В частности и я, когда увидел работу мастера, соседа - кузнеца Василия Галота, запомнил её на всю жизнь»,- так говорил мой дедушка Шкода Фёдор Фёдорович. - Сосед-кузнец мог так выпрямить клапан для двигателя, что ему не требовалась притирка».
Увлечение кузнечным делом передалось и мне.
Мастерство кузнецов впечатляло и даже вызывало некие суеверные страхи у людей. Сохранились некоторые поверья, согласно которым кузнец мог быть успешным лишь тогда, когда задабривал злых духов. Выходит, он сам поддерживал нечистую силу. Археологи часто отмечают, что мастерские кузнецов находятся вдали от поселения.
Почему же? Как мне кажется, это было стремлением к соблюдению безопасности. Ведь подумайте: стоит только одной искре упасть на деревянную стену здания, как вся мастерская будет объята пламенем, а от неё огонь перекинется и на другие постройки.
Казалось бы, всё логично, однако наши предки не всегда поддерживали эту версию. Кузнец порой казался властителем сил огня и воды. Кто-то объяснял это великим искусством, которому покровительствовал сам Сварог, а кто-то считал, что подобный дар можно получить только от злых сил. В «Изборнике Святослава», датируемом 1073 годом, кузнеца и вовсе называют «хытрец». Правда, здесь может быть два значения – и «хитрый человек», и «умелый мастер». Впрочем, я думаю, что одно другому не помеха.
Кузнецов уважали и даже побаивались, а со временем образ кузнеца стал воплощением мужества и силы. Считалось, что тот кузнец, кому свою «искру» передал бог Сварог, освоит мастерство во всех нюансах и даже сможет влиять с его помощью на людей. Каким же образом?
В народе ходили поверья, будто опытный кузнец может «сковать» две судьбы воедино. Возможно, это некий намёк на обручальные кольца или выкованные семейные амулеты. Только представьте: под его умелыми руками железо становилось жидким, обретая ту форму, что задавал ему мастер. Быть может, так же кузнец мог управлять и судьбами?
II Возрождение кузнечного ремесла – путь к сохранению культурного наследия Брянского края
1. История кузнечного ремесла на Брянщине.
Кузнечное дело стало одним из первых ремёсел, появившихся в Древней Руси. Для сбора урожая нужен был серп, для посева – плуг, рукодельницы нуждались в иглах для шитья и вышивки, а кони – в подковах. За всем этим народ шёл к кузнецам, которые были истинными профессионалами своего дела. Раскопки городов, крепостей, сельских поселений и курганов эпохи Древней Руси на территории Брянской области дают богатый материал, чтобы представить, какими же творцами были кузнецы.
Стоит отметить, что доподлинных сведений об истоках данного ремесла нет, и, как пишет академик Б.А. Рыбаков, данные о ранней истории всех ремесел в Древней Руси основаны лишь на результатах археологических раскопок.
Человек поселился на территории современной Брянской области давно. Археологи считают, что это произошло от 120 до 70 тысяч лет тому назад, когда на равнинных берегах Десны и её притоков господствовал мягкий и тёплый климат.
Затем произошли большие изменения в климатических условиях. Наступление последнего валдайского оледенения привело к тому, что в это время край представлял холодную, почти безлесную равнину. Вместо древних слонов и носорогов появились мамонты и шерстистые носороги, гигантский олень сменился северным. Тогда же, как утверждают археологи, люди научились использовать и добывать огонь. Кремнёвые орудия труда и охоты (ручные рубильца, скрёбла, остроконечники, резцы, наконечники копий) - вот тот перечень предметов, которые были необходимы тогда человеку.
Таяние Великого ледника двенадцать тысяч лет назад привело к началу современной геологической эпохи. Когда растаяли все ледники, вымерли мамонты и шерстистые носороги, территория края покрылась лесами, в которых стали обитать лоси, благородные олени, косули, дикие кабаны, медведи, бобры, выдры и другие животные. Человек снова должен был менять образ жизни. Там, где не было условий для земледелия и скотоводства, люди продолжали охотиться и рыбачить. В это время изобретают лук, стрелу, приручают целый ряд животных, начинают заниматься рыбной ловлей, и в то же время совершенствуют обработку каменных орудий. Совершился переход от старокаменного века — палеолита к веку новокаменному — неолиту.
В неолите заметно возросло население Восточной Европы, в том числе и на Брянщине. Этому способствовали в первую очередь улучшившиеся климатические условия, но также повлиял тот факт, что человек научился пилить камень, сверлить, шлифовать, полировать. В употребление входят такие усовершенствованные орудия труда, как топоры, клинья, долота, тесла. Многие предметы вооружения: наконечники копий, дротиков, стрел и ножи делались с ювелирной точностью.
Во втором тысячелетии до нашей эры в жизни нашего человечества произошли важные изменения. На смену каменному веку пришел век металла. Из меди и олова человек научился получать бронзу, он стал отливать из нее орудия труда и оружие. Но на Брянщине месторождений ни меди, ни олова нет. Наши предки впервые познакомились с бронзовыми изделиями при военных столкновениях с среднеднепровскими племенами скифов, которые в конце III тысячелетия до н.э. вторглись на будущую территорию Брянской области, двигаясь вверх по рекам Ипути, Судости, Десне, в поисках свободных от местного населения земель под пастбища для крупного рогатого скота.
Потому новый этап в культурном развитии Брянских земель связан именно с освоением другого металла — железа. Открытие способа получения железа знаменовало окончательный переход людей из каменного века в век металла. Железо изготовляли из болотных руд, месторождения которых имелись во многих местах. М.А. Нетыкса в своей книге «Краткое руководство кузнечного дела» в 1894 году писал: «Болотная руда имеет вид землистый, желтого, бурого или бурокоричневого цвета; она осаждается на дне озера и если до нее дорываются в сухом месте, то это может служить явным доказательством, что здесь когда-то была вода. Руда эта довольно бедна (35%) и дает очень плохие сорта железа, а потому ее лучше всего перетапливать в чугун» (стр. 7).
Несмотря на такие свойства болотной руды, каждое селение теперь могло обеспечить себя твердым металлом. Железный топор был куда острее каменного и даже бронзового. Им легче было расчищать лес для пашни, а железный сошник, поставленный в деревянный плуг, облегчил обработку ее. Первые металлурги, варившие железо в очагах и сыродутных горнах, вполне удовлетворялись теми незначительными, но повсеместными запасами сырья, которыми современная промышленность пренебрегает. Встреча степняков с местными земледельцами нередко заканчивалась завоевательным опустошением. Однако в итоге скифы осели на земле и занялись ее обработкой, а их влияние на производственную деятельность местных племен было немалым.
Наряду с литьем и ковкой у скифов было широко налажено изготовление золотых и серебряных украшений и всевозможной утвари при помощи чеканки, штамповки и литья по выплавляемым моделям (стр. 6). Скифские литейщики хорошо владели искусством литья бронзы. В жёстких литейных формах отливались лишь наиболее массовые предметы, как, например, стрелы (стр. 41, Рыбаков). Следует сказать, что кузнецы Скифии широко применяли кузнечную сварку для увеличения размеров заготовки, соединения разнородных металлов для улучшения качества лезвий режущих и рубящих орудий. Они изготовляли ножи, у которых между двумя более мягкими пластинами заковывалась пластина из более твердой стали, в результате чего получались ножи с самозатачивающимся лезвием. Скифские кузнецы умели ковать и дамасские стали, в которых перемешивались слои железа и высокоуглеродистой стали.
Это были интересные факты о скифской эпохе, однако вернёмся к нашей Брянщине. Итак, в конце первого — начале второго столетия нашей эры по Десне и по Ипути подвинулись из южных областей раннеславянские племена. Археологам известно, что переселение сюда этих племён проходило мирно, о чём свидетельствуют многочисленные неукрепленные их поселения в поймах рек бассейна Десны, особенно на берегах Судости. Здесь, на невысоком возвышении в пойме левого, низкого берега Судости, было расположено и знаменитое Почепское селище.
В центральной части оно было застроено небольшими жилыми землянками, а ближе к краям — различными хозяйственными сооружениями и ямами. При исследовании остатков этих землянок и сооружений найдено множество изделий из железа, бронзы, глины, кости и камня. Рядом с жилыми землянками вскрыты остатки железоделательной мастерской. Она занимала большое деревянное помещение с углубленным в центральной части полом. В южной половине располагались горны. Об этом свидетельствовали остатки оплавленных гнезд с небольшими глиняными развалинами. Рядом с ними найдены остатки сильно деформированных тиглей для плавки цветного металла, капли застывшего литья и мелкие предметы, видимо, предназначавшиеся для переплавки. Особенно много встречалось кусков железа, шлака.
Во II- III веках нашей эры начинается цепная реакция «великого переселения народов». Магистральные его пути не задели Брянской земли, но отраженные волны этой гигантской «перетряски народов» прошлись и по ее лесам. В итоге древнерусские племена, обитавшие в пределах края к концу I тысячелетия нашей эры, известны на основании летописных данных как радимичи, вятичи и северяне наряду с другими древнерусскими племенами.
Стоит отметить, что важнейшее место в хозяйстве северных племен 4 – 8 веков занимало изготовление железа и железных орудий. К сожалению, сама техника выплавки металла из руды известна нам для этого времени плохо, так как почти нет исследованных сыродутных горнов (стр. 87 Рыбаков). По всей видимости, горны ставились где-то поблизости к залежам болотной руды.
Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Так вот урожай убирали железнымисерпами на короткой деревянной рукоятке, с округлым клинком и слегка загнутым внутрь носом. Наряду с ними использовались косы-горбуши с короткой деревянной рукоятью, которыми можно было косить на обе стороны. Использовались они, как полагают, в основном для сенокоса. Утварь, видимо, изготавливалась в основном из дерева и иных растительных материалов. Из других предметов обихода чаще всего встречаются железные ножи длиной 5-10 см, во множестве найденные на поселениях и в могильниках.
В этот период развивается и ремесло, в XI веке ориентированное в основном на заказ, а с XII века — на рынок. Некоторые его виды, в частности выплавка железа из болотных руд, из-за повышенной опасности пожара развивались вдали от больших поселений — в поймах рек, у болот и озёр, ближе к источникам сырья, в отдельных маленьких посёлках.
Итак, изготовление утвари и одежды являлось почти исключительно домашним промыслом, специализированным разве что внутри большесемейного коллектива.
Работа с металлом требовала наличия и длительного сохранения определенных навыков и, очевидно, уже издавна носила характер специализированного ремесла. Особое место в этой связи занимало кузнечное дело.
. Сначала в болотах добывали руду, что занимало большую часть осени и зимы, затем просушивали и обжигали, а уже в металлоплавильнях она превращалась в железо.
Но это была только половина дела. Главная задача ложилась на плечи кузнецов. Кусок металла должен был превратиться в изящный острый серп или крепкий меч, причём изготовление каждого изделия требовало особых навыков и мастерства.
Прекрасная половина человечества в услугах кузнецов нуждалась не меньше, чем воины. Всякая русская красавица хотела получить изысканное украшение, как, например, шейные гривны, тонкие кольца, серьги или перстни.
Отдельно хочу отметить две разновидности украшений, которые считались верхом мастерства кузнецов-ювелиров. Это – зернь и скань. Первое искусство представляло собой изготовление мелких, серебряных зёрнышек Зернь украшала традиционные русские украшения, среди которых большой популярностью пользовались лунницы, выполненные в форме полумесяца.
Не менее впечатлило меня и изготовление скани. Делалась она из тончайших серебряных или золотых нитей, что аккуратно переплетались, превращаясь в тончайший узор-«паутинку». Такие изделия, конечно, ценились очень высоко.
Одно время среди историков бытовало мнение о том, что в XII-XIII веках кузнечное дело на Руси пришло в упадок, что спровоцировано было раздробленностью земель и постоянными междоусобицами. Хочу развеять это заблуждение – его опровергли археологи, доказав, что в Киеве, Чернигове, Владимире и ряде других крупных городов, в небольших поселениях и деревнях кузнечное мастерство лишь продолжало развиваться, став вечным и нужным ремеслом.
2. Мой учитель мастер – кузнец.
А сейчас я расскажу о своём учителе - Леониде Борисовиче Архангельском, который занимается оружейным искусством более четверти века. По словам самого мастера, он - кузнец.
Увлекаться работой с дамасской сталью и булатом Леонид начал в далеком 1982 году. В те времена он был студентом МВТУ и мечтал о космосе. Но статья под названием «Загадка древнего булата», перевернула всю жизнь будущего мастера.Архангельский поставил себе цель выковать булат, но первые попытки не увенчались успехом.
По окончании университета Леонид был направлен на НПО «Энергия», где работал над сборкой космического челнока под названием «Буран». Однако даже 12-тичасовая смена не отбила у него желание ковать знаменитую сталь. На создание булата мастер потратил около 5 лет. В 1986 году он решил уволиться из НПО и посвятить все свое время кузнечному делу.
Кроме создания авторских эксклюзивных клинков и ножей, средь которых были и известные «Пареньские», мастер занимался обобщением своего опыта и знаний в литературной форме. Так, написание книги «Секреты булата» заняло у Леонида более 10 лет.
Леонид Борисович являлся членом художественного сообщества СССР, президентом кузнечного сообщества СССР и РФ, его работы славятся на весь мир, а его ножи становятся главными экспонатами выставок от России до выставок Нью-Йорка.
На данный момент ему 58 лет, но он не перестает работать и изготавливать свои замечательные изделия.
Благодаря ему в этом году я изучил историю сварного булата и научился делать ножи из булата.
3.Мои успехи за этот год в кузнечном деле.
Главным своим достижением этого года, я считаю, изготовление ножа из стали шх-15. Как писал один немецкий кузнец: «Шарикоподшипниковая сталь не для начинающих кузнецов». А, может, мне просто повезло? Так или иначе, этот нож был выставлен на продажу, и его быстро купили.
Также мне удалось многое узнать о технологиях изготовления булата и дамаска.
Булатным клинкам в сказках и былинах приписываются чуть ли не магические свойства, но думать, что это какой-то несуществующий, сказочный металл – неправильно. На самом деле, булат был просто лучшим вариантом для своего времени. В свое время Аносову в первой половине XIX века удалось создать сплав, полностью отвечающий всем характеристикам булата. Хотя, конечно, достоверно мы не можем знать о том, насколько технология и состав, открытые нашим металлургом, сходны с «оригиналом». Дело в том, что технологий производства булата и в древности существовало несколько: воссоздал ли Аносов одну из них или придумал собственную, доподлинно неизвестно. И вот теперь мы подходим собственно к разъяснению. Исторически существовало две главных технологии получения узорчатой стали. Одна из них подразумевала литье, другая – сварку и проковку нескольких видов сталей между собой; первая оставила за собой название булата, а вторая стала называться дамаском.
Итак:
• Литой булат – это узорчатая сталь в привычном нам историческом понимании, полученная литейными и кузнечными методами.
• Сварной булат – это узорчатая сталь, полученная преимущественно кузнечными методами.
Высококачественное оружие изготавливалось из специальных «булатных» слитков, называемых вутц. Именно красоту булатного узора связывали с его великолепными свойствами. Но вутц был дорог и сложен в производстве, что подстегнуло поиски технологий создания узорчатых клинков альтернативными средствами. То, что ныне называется дамаском, начали производить специально, складывая и проковывая несколько слоев заготовок из разных видов стали. Новый материал по прочности не уступал булату, а внешне получался куда красивее, чем литой булат.
Теперь чуть подробнее о типах булата и видах дамаска – такое деление мы сделаем из-за того, что классифицируем материалы по разным принципам: касательно булата расскажем про легирующие элементы в его составе, а касательно дамаска – еще и про несколько технологий.
Типы литого булата: высокоуглеродистый и нержавеющий сплавыЕще одно важное замечание о булате и дамаске, которое стоит сделать прямо сейчас. По своему химическому составу они больше всего напоминают привычные нам высокоуглеродистые стали, но с очень неоднородным составом, а именно это означает как повышенную прочность и резучесть, так и подверженность ржавлению. Углеродка и нержавейка, как мы знаем, это не просто две разных по своему составу стали. Отличие довольно зыбкое – все дело в том, есть ли в материале легирующие элементы, повышающие коррозионную стойкость стали, и в каком количестве.
Так вот, в норме булат соответствует тому, что мы называем углеродистой сталью, однако измененный химический состав (добавление значительного количества хрома – от 14 % и более) при сохранении физической структуры дает нам так называемый нержавеющий булат. Он сохраняет свойства прочности и твердости, присущие обычному литому булату, а изделия из него почти так же хорошо поддаются заточке. Но стоит изделие из него, как, впрочем, и любое, скованное вручную, баснословно дорого.
Восемь видов сварного дамаска
С дамаском все куда интереснее: существует как минимум восемь разновидностей сварного булата, он же – дамаск. Прежде чем мы перейдем к ним, стоит сделать небольшое примечание.
В принципе, возможно создать и нержавеющий дамаск. Для этого нужно собрать пакет легированной нужными присадками стали и начать сваривать его в вакууме, накладывая слоями и расковывая, а затем снова повторяя этот цикл. Технически это довольно сложно, однако современные технологии успешно справляются с задачей, примером чему служат поварские ножи .
«Дикий» дамаск
Это тот самый дамаск, который получается, если мастер не пользуется особыми инструментами и технологиями, то есть если процесс проистекает естественным образом. Листы стали с различным химическим составом складываются между собой, свариваются и расковываются; затем рубятся пополам, снова складываются, и все действия повторяются. В результате получается слоистая сталь. Если ее ковка не имеет четкого плана, то узор получается неупорядоченным, или «диким».
Штемпельный дамаск
При изготовлении этого вида узорчатой стали кузнец использует инструмент, называемый штемпелем: благодаря ему на поверхности слоистой пластины дамаска появляется красивый узор, не очень напоминающий узор на простом дамаске. В зависимости от узора штемпеля он может напоминать лестницу, годичные слои на срезе дерева, поверхность воды под дождем и комбинацию этих узоров.
Мозаичный дамаск
Мозаичные дамаски часто отличаются не только технологией проковки, но и самим составом – пакет собирают на манер мозаики из заготовок стали разной формы и состава так, чтобы в результате наложения и расковки получался такой вот характерный узор.
Мозаичный порошковый дамаск
Один из самых сложных видов дамаска; технология, которая редко практикуется в России. Чтобы создать такой клинок, как на фото, требуется подготовить клише с определенным прорезным узором из стали. Затем клише засыпается порошковой сталью, которая при травлении будет контрастировать с основой, и под действием высоких температур и давления превращается в монолит. Теперь из этого слитка можно по обычной технологии расковывать клинок, сваривая или чередуя узорчатые слои между собой.
Крученый дамаск
Крученый дамаск, он же турецкий, создается с помощью закручивания заготовки из нескольких сваренных между собой стержней вокруг себя. Рисунок будет зависеть от количества и состава сталей в исходном пакете, угла закручивания и глубины взрезки. Как и по мозаичной технологии, из полученной «скрутки» далее можно по обычной технологии расковывать клинок, сваривая или чередуя узорчатые слои между собой.
Мозаичный торцевой дамаск
Техника изготовления такого вида дамаска несколько отличается от прочих. На лопатку из однородной стали накладывается узорчатая мозаика из деталей различной формы и разных сталей. Затем заготовка проваривается под вакуумным прессом. Таким образом, ни сворачиваний, не кручения при его изготовлении не используют. Когда готов полностью прокованный блок, с него срезают пластины, служившие ранее основой для сборки мозаики.
Волокнистый дамаск
Еще один зарубежный способ ковки дамаска. Состав его ничем не отличается от стандартного, и начало расковывания – тоже. Но примерно на середине процесса кузнец разворачивает заготовку на 90 градусов и начинает расковывать ее снова. Именно так получаются характерные «короткие» (по сравнению с обычными) разводы.
Многорядный дамаск
Это вид, скорее, не материала, а уже готового изделия, то есть клинка. Полосы дамаска разной выделки (мозаичного, крученого и пр.) кладут рядом и проковывают между собой с целью создать зрительно эффектную комбинацию узоров. Состав и техника изготовления этих полос зачастую различаются: ближе к режущей кромке помещают прочный и резучий вид дамаска, а ближе к обуху – прочный и вязкий вид с особенно красивыми узорами.
Немного о технологиях изготовления булата и дамаска
Готового, единственно правильного «рецепта» пакета стали для изготовления литого булата и сварного дамаска нет, и носить это название могут очень многие узорчатые стали, собранные с помощью технологий литья и ковки. Однако несколько характерных черт у булатных сплавов все-таки есть.
Вот, пожалуй, самое минимальное, что нужно знать тому, кто собрался приобретать булатный (литой или сварной) клинок.
III Заключение.
Сегодня дело древних кузнецов преобразилось под влиянием новых технологий, однако оно по-прежнему живёт и процветает. Художественная ковка является одним из наиболее востребованных и привлекательных видов декоративно-прикладного искусства. Благодаря мастерству кузнеца, металл, обеспечивая прочность и долговечность любой конструкции, выполняет не только защитную, но и эстетическую функцию. Кроме того, кованые изделия прекрасно сочетаются с другими материалами: камнем, деревом, стеклом.
Пришло время не только любоваться прекрасными коваными оградами и предметами интерьера в старинных дворянских усадьбах, но и создать подобное ощущение сказки в своих домах и дачах, украсив их коваными фонарями и перилами, каминными принадлежностями и балконными ограждениями. Изящество и стильность, престиж и надежность кованых изделий сделают эксклюзивным любое современное жилье.
IV Список используемой литературы:
1.М.А. Нетыкса «Краткое руководство кузнечного дела» 1894 год., стр.7, стр.38.
2. «Изборник Святослава», датируемый 1073 годом.
3. «Слово о полку Игореве».
4 Рыбаков Борис Александрович «Ремёсла Древней Руси»,стр.41,87.
5. Интернет – ресурсы.
6.Л.Б. Архангельский «Сварной булат».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев