Американский физик объяснил любовь к ламповому звуку: все дело в четных гармониках
Физик Дэвид Кипортс (David Keeports) из университета Миллса (США) досконально разобрался в том, почему же музыканты, как правило, гитаристы — предпочитают ламповые усилители транзисторным, и опубликовал целое исследование в журнале «Physics Education».
Дэвид проверил гипотезу о том, что перегруженные ламповые усилители вносят в основном четные гармоники в сигнал, в то время как в полупроводниковых усилителях более значимым оказывается вклад нечетных гармоник, вносящих диссонанс.
Сам по себе электронный усилитель — это прибор, который увеличивает мощность входящего сигнала за счет изменения активного или реактивного сопротивления под воздействием управляющего сигнала. В случае звука усилители могут не только усиливать мощность входящего сигнала, но и добавлять к нему новые частоты — гармоники. То есть из сигнала частотой 200 герц (который и использовался в эксперименте) после усиления может получиться набор сигналов с частотами 200, 400, 600 и 800 герц (вторая, третья и четвертая гармоники). Это происходит при перегрузке — использовании слишком мощного входного сигнала. Кипортс проверил, как именно перегруженное состояние влияет на гармоники в ламповых и транзисторных усилителях. Для этого он использовал усилитель Bugera BC15, в котором есть ламповый предусилитель и транзисторный основной усилитель, и программы Logic Pro X и Audacity. Выяснилось, что перегруженный ламповый предусилитель добавлял в основном вторую и четвертую гармоники к входному сигналу, совсем немного добавляя третью; в то же время пятая гармоника оказалась достаточно сильной в отличие от шестой. При этом на графике заметно, что чем выше уровень перегрузки сигнала, тем сильнее становится третья гармоника и тем слабее — четвертая. Зато даже у слабо перегруженного транзисторного усилителя доминировала как раз третья гармоника.
Выходной сигнал с усилителя Bugera C15. Сверху — сигнал с лампового предусилителя (средняя степень перегруза). Посередине — сигнал с лампового предусилителя (сильная степень перегруза). Снизу — сигнал с транзисторного усилителя (слабая степень перегруза)
«Привлекательность» четных гармоник связана с тем, что удвоенный сигнал любой частоты звучит в итоге ровно на октаву выше, чем оригинальный сигнал, и такие сигналы звучат вместе с оригинальным органично. Однако утроенный (в случае с третьей гармоникой) сигнал звучит выше более, чем на октаву, и эта новая нота как раз и добавляет в звучание диссонанс. То есть четные гармоники добавляют звучанию полноты и объема, в то время как нечетные — паразитные нотки.
Так что теперь у феномена «теплого, лампового звука» есть самое что ни на есть физическое объяснение.
Не берусь спорить. Мои знания в радиотехнике, это школьные любительские. Я двигателист, ракетчик. Что в детстве делал в плане радио техники, о том и говорю.
Да уж, а где транзисторники возьмут НАСТОЯЩИЕ транзисторы? Хотя бы заводские китайские "под брендом"? В 99% вам подсунут вместо 2SK те же IRFP, а расколи их, ещё и кристалл фуфлыжный будет. У меня трансы от У50 и ТУ100, Кинапа работают, никакого "провала" не слышу. Всё руки не доходят на ГУ50 на ТОРах собрать, сравнить. А сколько в интернете распиленных "крутых" трансов "оттудова" с одной (!) обмоткой вторички! И всего двух секций первички внавал! И ничего - аудиомонахи блеют от этих от этого хайэнда.
Вот удивил! Такие усилки мы делали еще в конце 60х годов, для гитаристов, дома такая мощность и даром не нужна. А вообщем ГУ50 классная лампа, она не уступает распиаренной 300В. У меня и сейчас есть усилитель на них, только разумеется однотакт.
Собираетесь питать импульсным блоком? А в случае УМ без выходного транса для согласования нагрузки с высоким выходным сопротивлением ламп придётся найти такие динамики. Сейчас наверно есть большой их выбор...раньше не было...
Вы делали из под топора,не было у вас соответсвующих выходных ,а для диско всё барахло сгодится.Да специалист,лампы 300в прямонакальные триоды и к ГУ-50,никакого отношения не имеют.
Ну что вы пузыритесь? У меня практика более 50 лет, теория это политех. Выходные я мотал по заветам многих гуру. Топора ни разу не пользовал,каким столярным инструментом пользовались вы не знаю. 300в, хотя они и трижды прямокальные и аноды у них сверху, а по звучанию это нормальные лампы, не более, ГУ50 ни сколько им не уступают, разве что аноды не сверху.
Зачем вы врёте,раннее вы выставляли какое-то доморощенные изделие,так и валяется где-то.А то что вас у 50лет стажу ничего не значит у меня 60 лет и есть что показать.А где выши изделия,только пыль гоняете.
Во первых лампа триод 300В вам не доступна и по мощности далеко не ГУ-50. На них обычно собирают в однотакте 10-12 ватт.Не комментируйте того что вам неведомо.
Согласитесь, это для музыканта не главное. Да, в экономике - это точно. А еще отмечу что в вашем посте есть много слов ЕСЛИ....Значит и полевики не всегда спасают.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 47