Следующая массовая радиолампа пришла к нам из восточной Европы в годы активного функционирования СЭВ. Это ЕМ84. Российский аналог 6Е3П. В ее электродной системе кратер не выполняет функцию экрана, а люминофор нанесен непосредственно на стекло баллона. Принцип работы аналогичен лампе 6Е5С, если бы в качестве экрана использовался бы ободок кратера, и он был бы прозрачным. То есть, на боковой поверхности баллона лампы, вдоль ее оси, нанесена полоска люминофора. Светящийся рисунок представляет собой два столбика, растущие навстречу друг другу при увеличении отрицательного потенциала на сетке триода. При такой форме светящегося рисунка эффект перехлеста будет очень нагляден. Этот эффект пришелся по вкусу и разработчикам индикаторов, и появилась радиолампа ЕМ87, полностью аналогичная радиолампе ЕМ84, с той лишь разницей, что перехлест не нужно создавать схемотехнически, этот режим уже заложен в конструкцию радиолампы.
Схема включения индикаторов ЕМ84 и ЕМ87 аналогична радиолампе 6Е5С, с той лишь разницей, что нож внутри баллона не соединен с анодом триода и имеет отдельный вывод. Это открывает дополнительные схемотехнические возможности при использовании радиолампы. В частности, позволяет использовать собственно индикатор отдельно от встроенного триода. Ну, мало ли где в схеме есть медленно изменяющееся напряжение в пределах от 20-30 и до 220-240 вольт, характер изменений которого интересно вывести для непосредственного наблюдения? Ну, к примеру, среднее напряжение на аноде лампы однотактного УМЗЧ или продетектированную переменную составляющую с выхода П-контура радиопередатчика... Считайте, что этот индикатор представляет собой осциллограф без развертки. Амплитуда хорошо видна, а форма сигнала во многих случаях — излишество. Одна лампочка, пара резисторов и вот Вам индикатор настройки радиопередатчика, или оперативный индикатор КСВ. А ведь для отображения этих параметров в процессе работы, что стрелочный, что цифровой индикатор, явно избыточны и не столь наглядны.
Ну, и завершает победное шествие электронно-световых индикаторов по ламповым схемам двойной индикатор ЕММ801 фирмы Telefunken, предназначенный для отображения уровня двух каналов стереосигнала. Или одновременной индикации тока сетки и настройки контура выходного каскада передатчика. Фактически, внутри одного баллона размещены две электродных системы, аналогичных ЕМ84. Лампочка получилась миниатюрная и вполне функциональная, к тому же с богатыми схемотехническими возможностями. В нашей стране также был разработан двойной индикатор 6Е2П, но выпускался он очень ограниченными партиями. Да и к тому времени уже появились транзисторные схемы УМЗЧ, и в них больше не стало высоких напряжений, способных запитать всю эту красоту. С развитием полупроводниковой схемотехники мы обрели транзисторное звучание, излишество информации и потеряли красоту аналоговых индикаторов.
Вот я и думаю, а может, попросить со страниц журнала РАДИО производителей радиоламп, чтобы они возродили из небытия серию индикаторов ЕМ1, ЕМ4, ЕМ11, ЕМ71. Первые три — с октальным цоколем, как это и принято для радиоламп высококачественного звукоусиления, и обязательно с преемственной с 6Е5С цоколевкой! К ним и названия сами собой напрашиваются: 6Е1С, 6Е4С, 6Е11С. А вот радиолампу, EM71, может быть, стоит сделать с напряжением накала 12,6 вольта, током 75 миллиампер, с замком в цоколе и с названием: 12Е71Л, пригодную для использования в профессиональной и мобильной аппаратуре. Думаю, эта продукция будет иметь хороший спрос. А я, в свою очередь, разработаю и опубликую несколько схем для массового повторения инженерами и радиолюбителями, в которых будут применены восставшие из пепла индикаторы… Только, вот, остался ли в России хоть один такой производитель?
Стоит отдельно остановиться на схемах детекторов индицируемого сигнала, призванных обеспечить на сетке управляющего триода отрицательное напряжение, пропорциональное амплитуде выходного напряжения УМЗЧ. Здесь также имеются варианты. Обычно, хочется, чтобы индикатор быстро откликался на резкие всплески громких звуков, но оставлял бы индикацию пиков на более длительное время, чтобы можно было бы наблюдать не мельтешение светящихся лепесточков, а плавное, их движение в такт звуку. Для этих целей необходим пиковый детектор, у которого постоянная времени реакции в 25-30 раз меньше, чем постоянная времени индикации. Именно такая схема детектора показана на левом рисунке. Если же мы хотим индицировать на электронно-световом индикаторе малые сигналы, амплитудой в первые единицы вольт, ну, к примеру, «оживляя» «волшебным глазом» транзисторные схемы, то для этого стоит использовать вторую схему. Двухполупериодный пиковый детектор здесь выполнен по схеме удвоения напряжения. Так, что для достижения размаха в 8 вольт, требуемых для 6Е5С, будет достаточно амплитуды в 5 вольт. Резистор R1 делать меньшего номинала не рекомендую. При экспериментах легко превысить предельно допустимый прямой ток выпрямительного диода и вывести схему из строя. А 27 килоом являются хорошим ограничителем тока. Понижение напряжения питания индикатора с 250 до 200 вольт не сильно скажется на яркости его свечения, но при этом чувствительность возрастет. И уже для полного смыкания лепестков потребуется не 8 вольт, а всего 4. А двухполупериодная схема детектора с удвоением напряжения и вообще снизит требуемую амплитуду индицируемого переменного напряжения до 2,5 вольт. Что же касается индикатора ЕМ1, то его чувствительность была ровно в 2 раза выше, чем у 6Е5С. Ну, вот уж, право, можно даже логические сигналы ТТЛ и ЭСЛ микросхем индицировать!!!
Комментарии 13