Назначение Кому из автолюбителей, у которых есть электроочистители фар, неизвестно неприятное явление, когда щётки примёрзли, а двигатель включился (то ли случайно, то ли при включении омывателя лобового стекла при включённом ближнем свете фар).
Блокирующие контакты замкнулись за счёт люфтов и прогиба рычага стеклоочистителя, а двигатель остановился при включённом питании. Судьба очистителя фар предрешена: из-за большого внутреннего сопротивления штатный предохранитель не перегорает вплоть до полного сгорания обмотки якоря.
Стоит такой двигатель ощутимо, поэтому от удобства обычно отказываются навсегда. Перемотав дважды такие двигатели на своей «Ниве», я установил на них устройство (рис. ниже) защиты.
Схема и принцип работы
При подаче питания на двигатель, на микросхему DD1 подаётся питание через параметрический стабилизатор R5VD2. Счётчик устанавливается в исходное состояние током заряда конденсатора С1.
При этом на выводе 5 микросхемы - низкий логический уровень, транзистор VT1 закрыт, a VT2 открыт. Двигатель начинает вращаться. Счётчик считает импульсы тактового генератора с времязадающими элементами C2, R1, R2.
Если помех вращению двигателя нет, то в момент переброса контактов за счёт перезаряда конденсатора С1 счётчик снова устанавливается в исходное состояние, и двигатель продолжает вращаться.
Если же блокировочные контакты в течение 10-15 с не переключаются, то счётчик заполняется, и на его выходе появляется высокий логический уровень, что приводит к открыванию VT1. Транзистор VT2 закрывается. Двигатель обесточивается.
В таком состоянии счётчик может находиться длительное время из-за диода VD1, который срывает колебания при заполнении.
Цикл работы устройства повторяется при кратковременном снятии напряжения (отключение фар ближнего света).
Конструкция Транзистор VT2 работает без радиатора. VT1 - любой кремниевый маломощный. Все устройство смонтировано на печатной плате, чертёж которой приведён ниже.
Такое же устройство полезно собрать и для двигателей очистителя лобового и заднего стёкол, хотя они выходят из строя по причине примерзания щёток реле реже из-за того, что щётки находятся перед глазами, и водитель успевает их освободить до перегорания двигателя.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1